Представление декларации по экологическому налогу и расчет платежей: как, когда и сколько

Деятельность ряда бюджетных учреждений так или иначе связана с загрязнением окружающей среды. Эти учреждения и являются плательщиками экологического налога. В данном материале рассмотрим вопросы, интересующие бухгалтеров при подготовке отчетности по экологическому налогу за последний квартал 2016 года и 2017 год, а также основные принципы расчета платежей по новым ставкам экологического налога.

В подпункте 14.1.57 п. 14.1 Налогового кодекса Украины (далее – НК) определяется понятие «экологический налог».

Экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с:

  • фактических объемов выбросов в атмосферный воздух;
  • сбросов в водные объекты загрязняющих веществ;
  • размещения отходов;
  • фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.

Следовательно, плательщиками экологического налога являются все те юридические лица, деятельность которых связана с перечисленными загрязняющими веществами и выбросами (сбросом, размещением, образованием и хранением) их в окружающую среду (см. п.240.1 НК). Проще говоря, если бюджетное учреждение загрязняет окружающую среду — оно, бесспорно, является плательщиком экологического налога.

НО! Имеют место и исключения! В частности, не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, которые размещают отходы на собственных территориях (объектах) исключительно как вторичное сырье.

Ну а теперь подробнее поговорим о формировании налоговой декларации по экологическому налогу.

Ставки экологического налога

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20.12.2016 г. № 1791-VIII, нормы которого по экологическому налогу вступили в силу с 1 января текущего года, регламентирует процесс расчета ставок экологического налога  в 2017 году.

С 1 января 2017 года ставки экологического налога увеличены на 12% по сравнению с действующими в 2016 году за:

  •  выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (п.243.1 НК);
  •  выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), не упомянутых в п. 243.1 НК и по которым установлен класс опасности;
  •  выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), не упомянутых в п. 243.1 НК, и по которым не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода);
  •  выбросы двуокиси углерода;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (п. 245.1 и 245.2 НК);
  • размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (п. 246.1 и 246.2 НК);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) (п. 247.1 НК);
  •  временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (п. 248.1 НК).

По новым, увеличенным, ставкам экологического налога плательщики налога формируют налоговые обязательства  по объектам налогообложения, которые возникли с 1 января 2017 года. То есть по новым ставкам бюджетные учреждения будут определять суммы налога при составлении декларации по экологическому налогу за отчетные кварталы 2017 года.

Подробнее остановимся на особенностях начисления экологического налога.

Плательщики налога рассчитывают суммы налога за налоговый (отчетный) квартал.

Если бюджетное учреждение в процессе осуществления хозяйственной деятельности загрязняет окружающую среду разными видами загрязняющих веществ, оно определяет сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества.

Налоговую декларацию по экологическому налогу, согласно ст. 250.1 НК, представляют за базовый налоговый (отчетный) период – календарный квартал.

Налоговая декларация по экологическому налогу составляется по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715.

В таблице в удобной форме представлены Предельные сроки представления налоговых деклараций и уплаты налоговых обязательств по экологическому налогу.

Отчетный период

Предельный срок представления налоговых деклараций

Предельный срок уплаты налоговых обязательств

IV квартал 2016

9 февраля 2017

17 февраля 2017

І квартал 2017

10 мая 2017

19 мая 2017

II квартал 2017

9 августа 2017

18 августа 2017

III квартал 2017

9 ноября 2017

17 ноября 2017

IV квартал 2017

9 февраля 2017

19 февраля 2018

Бюджетные учреждения подают налоговые декларации по экологическому налогу следующим образом:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;
  • за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту пребывания плательщика на налоговом учете в контролирующих органах.

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей уплаты экологического налога.

Суммы экологического налога, отраженные в отчетности за отчетный период, плательщики должны оплатить в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации.

Например, суммы экологического налога за IV квартал 2016 года следует оплатить не позднее 17.02.2017 г. (ведь последний день уплаты приходится на выходной).

В каких случаях налоговые декларации по экологическому налогу можно не подавать?

Если бюджетное учреждение, являющееся плательщиком экологического налога,  в течение года не предполагает ведение деятельности, загрязняющей  окружающую среду (не будет осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов), оно вправе уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и декларацию по экологическому налогу в этом году не подавать.

Для этого следует в произвольной форме составить заявление об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога. Такое заявление следует подать не позднее предельного срока представления налоговой декларации за I квартал отчетного года. То есть в 2017 году — не позднее 10 мая.

Если же такое заявление не будет подано своевременно, учреждение и в дальнейшем в соответствии с требованиями НК будет вынуждено отчитываться по экологическому налогу.

НО! Это правило не распространяется на учреждения, которые не являются плательщиками экологического налога. Они об отсутствии объектов исчисления экологического налога уведомлять контролирующий орган не должны.

И в заключение еще раз напоминаем: представление деклараций по экологическому налогу и расчет платежей не откладывайте в долгий ящик!


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

зміст

акція на передплату журналів для бухгалтерів

Скористайтеся гарною нагодою та отримайте знижки на передплату на журнали «Головбух Бюджет» та «Головбух Праця та Зарплата»!

Замовляйте в редакції за номером 0 800 21 12 20

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді