Составляем смету бюджетного учреждения на 2020 год

RU UA
Смета — это главный плановый документ бюджетного учреждения. Без него же нельзя ни активы приобрести, ни заработок работникам выплатить, ни расчеты провести. Более того, вообще нельзя работать, ведь тогда расходование бюджетных средств становится нецелевым. Поэтому составление сметы бюджетного учреждения — важный процесс, при котором нормы закона нужно четко соблюсти, а все расходы-доходы перечислить.

Смета бюджетного учреждения — это основной плановый финансовый документ. Составляют его учреждения после утверждения государственного и местных бюджетов, в зависимости от того, из какого бюджета финансируются.

Основная цель сметы — учреждение должно обеспечить выполнение своих функций и достичь результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями. Этот документ устанавливает на бюджетный год:

  • полномочия учреждения на получение средств из бюджета;
  • распределение бюджетных ассигнований.

Поэтому смета обязательна для всех учреждений — и тех, которые ведут бухгалтерский учет самостоятельно, и тех, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией. Более того — в одном учреждении может быть несколько смет. Все зависит от количества бюджетных программ, которые она выполняет.

Смета может быть:

  • индивидуальная — это непосредственно смета учреждения. Его утверждает распорядитель.
  • сводный это смета главного распорядителя бюджетных средств, который является итогом индивидуальных смет, а потому не требует утверждения и подается в Минфин (госбюджетные программы) или местный финансовый орган (программы местных бюджетов).

Рассмотрим алгоритм составления сметы бюджетного учреждения.

Составление сметы бюджетных учреждений

Условно этот важный процесс можно разделить на шесть этапов:

  1. доведение учреждению предельных показателей по общему фонду;
  2. составление расчетов по поступлениям специального фонда;
  3. составление расчетов по расходам общего и специального фондов;
  4. заполнение вступительной и основной частей сметы;
  5. подписание сметы и расчетов к ней;
  6. представление их на утверждение.

Проанализируем, как они происходят.

Складаємо кошторис бюджетної установи на 2020 рік
Іван ЛевадськийТекст персоны
Урядовці конкретизували, як формувати власні надходження, розширили підстави для внесення змін до кошторису, скасували погодження документів для певних розпорядників.

Доведение предельных показателей по общему фонду

Общий фонд — это поступления, которые бюджетное учреждение получает из бюджета, и их расходование. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета после того, как бюджет утвержден, направляет учреждению предельные показатели на уточнение сумм бюджетных назначений и бюджетных ассигнований. Эти показатели использует учреждение для составления проектов:

  • плана ассигнований общего фонда;
  • плана специального фонда, план предоставления кредитов из общего фонда бюджета;
  • плана использования бюджетных средств;
  • помесячного плана использования бюджетных средств.

Эти документы и смету бюджетного учреждения 2020 составляют одновременно.

Составление расчетов по поступлениям специального фонда

Специальный фонд (спецфонд) — это те поступления, которые бюджетное учреждение зарабатывает самостоятельно, и определенные направления расходования таких средств. Все суммы по спецфонду надо подкрепить расчетами каждого вида доходов по кодам классификации доходов. То есть надо рассчитать собственные поступления учреждения от:

  • предоставление платных услуг;
  • дополнительной хозяйственной деятельности;
  • сдачи имущества в аренду;
  • реализации имущества учреждения и т.п.

Для этого понадобятся следующие показатели:

  • объем платных услуг (плановый);
  • площадь помещений, количество оборудования и другого имущества, которое учреждение будет сдавать в аренду, количество койко-мест в общежитиях, количество посещений выставок, музеев, парков и т.д.;
  • стоимость единицы площади, койко-места, посещения и т.п.

Должны учитываться фактическое выполнение таких показателей в отчетном году и ожидаемое их выполнения в году, который предшествует плановому. Например, при составлении сметы на 2020 год надо учитывать фактические показатели 2018 года и ожидаемые за 2019 год.

Поступления от подарков, грантов или благотворительных взносов вычисляют, если существуют соответствующие договоры или календарный план проведения подобных мероприятий или другие документы, если в них предусмотрены к получению суммы.

Составление расчетов по расходам

Расходы составляем, используя коды экономической классификации расходов (КЭКР). Детализируем их по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.

Коды экономической классификации расходов

Другой расчет предусмотрен для таких КЭКР, как:

  • 2111 «Заработная плата»;
  • 2120 «Начисления на оплату труда».

Сумму расходов по КЭКР 2111 «Заработная плата» подтверждают штатным расписанием и соответствующим расчетом размера фонда оплаты труда, который определяет по каждой должности размер должностного оклада, надбавок и доплат, премий, сумм индексации и других выплат.

Сумму расходов по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда» рассчитывают с учетом ставок ЕСВ 22% и 8,41% (для работников, имеющих инвалидность) и фонда оплаты труда, а также исходя из запланированного размера вознаграждения, которое предусматривает договор ГПХ.

Смета бюджетного учреждения содержит годовой объем средств, который обеспечивает потребность учреждения в оплате услуг связи, природного газа, водоснабжения, водоотведения, электрической и тепловой энергии. Их планируют по общему и специальному фондам. По КЭКР 2270 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей» составляют детальные расчеты на основании утвержденных лимитов.

По расходам спецфонда смету бюджетного учреждения обосновывают расчетами с учетом очередности использования собственных поступлений.

Возможные направления использования средств спецфонда определяет ст. 13 БК. Например, с помощью средств от поступления по платным услугам/дополнительной (хозяйственной) деятельности можно оплачивать организацию деятельности по оказанию таких услуг/дополнительной хозяйственной деятельности.

Средства от сдачи имущества в аренду можно использовать на оплату ремонтов, модернизации и приобретения новых активов, оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Если учреждение имеет поступления от грантов/подарков, то их можно тратить на организацию деятельности учреждения.

Основные требования к составлению, рассмотрению и утверждению сметы можно найти в постановлении Кабмина от 28.02.2002 № 228 (далее — Порядок № 228).

Заполнение вступительной и основной части сметы бюджетного учреждения

Вступительная часть сметы

Во вступительной части сметы отражают сведения об учреждении. А именно:

  • код ЕГРПОУ;
  • наименование учреждения;
  • местонахождение учреждения (город, район, область).

Эти сведения берут из учредительных, регистрационных документов.

Во вступительной части смета содержит сведения о:

  • виде бюджета (государственный, областной, городской, районный, объединенной территориальной общины, сельский и т.д.);
  • кодах и названиях ведомственной, программной классификации расходов соответствующего бюджета.

Основная часть сметы

Основная часть сметы по форме является табличной и состоит из двух разделов:

  • поступления;
  • расходы.

Ее заполняют с соблюдением требований Порядка № 228. При составлении сметы руководствуемся также кодами КЭКР по приказу Минфина от 12.03.2012 № 333.

Составляя смету бюджетного учреждения, не забывайте:

остатки средств на счетах учреждения по специальному фонду не учитывают в разделах «Поступления» и «Расходы» сметы по специальному фонду.

По общему фонду общие суммы по разделам сметы «Поступления» и «Расходы» равны между собой. И по специальному — действует аналогичное правило равенства. Если одна из них является большей или меньшей, стоит проверить не только правильность итога ячеек, которые содержит смета бюджетного учреждения, но и расчетов к нему, ведь где-то допущена ошибка.

Суммы сметы также соответствуют предельным показателям расходов общего фонда (текущих, капитальных), в т. ч. на оплату труда, оплату командировок, коммунальные услуги, если их предельные значения главный распорядитель прислал учреждению. Если в предельной сумме текущих расходы не выделены направления использования, расходы по ним учреждение распределяет самостоятельно. Составляя в смете бюджетного учреждения раздел «Расходы», следует прежде всего обеспечить бюджетными средствами защищенные расходы. Это расходы на:

  • оплату труда;
  • ЕСВ;
  • медикаменты и перевязочные материалы;
  • продукты питания;
  • коммунальные услуги, энергоносители;
  • энергосервис;
  • охрану государственных (коммунальных) учреждений культуры и т.д. (ч. 2 ст. 55 БК).

Незащищенные расходы, которые содержатся в смете бюджетного учреждения, планируют только в случае обеспечения в полном объеме финансирования защищенных расходов.

Если предельный объем расходов на оплату труда меньше объективной потребности учреждения на оплату труда, численность работников учреждения приводим в соответствие с определенным фондом оплаты труда — уменьшая количество штатных единиц в штатном расписании. Если аналогичная ситуация по другим расходам, учреждение распределяет их в пределах установленных ассигнований таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций.

Составить смету это только полдела. Одновременно со сметой учреждение подает главному распорядителю на утверждение план ассигнований общего фонда бюджета, план специального фонда, план использования бюджетных средств, помесячный план использования бюджетных средств и штатное расписание учреждения.

А после этого в течение года учреждение должно соблюсти указанные в этих документах предельные суммы. То есть выполнение сметы бюджетного учреждения также имеет свои особенности. И на них стоит остановиться отдельно.

Проверьте себя

Особенности выполнения сметы бюджетного учреждения

Помним основное правило:

учреждение заключает договоры, оплачивает товары, работы, услуги и т.д. исключительно в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сметой, планом ассигнований общего фонда бюджета, планом специального фонда и т.п.

Выполняя смету, учреждение не вправе осуществлять заимствования в любой форме или предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета. Расходы оно проводит для:

  • обеспечения своей деятельности, выполнение приоритетных мероприятий;
  • погашение зарегистрированных в органе Казначейства обязательств прошлых периодов, которые содержала смета бюджетного учреждения на прошлый год.

Спецфонд не является исключением.

По спецфонду бюджетное учреждение берет обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в этот фонд с учетом остатка средств на начало бюджетного года.

Выполняя смету, следует стремиться к уменьшению суммы задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и не допускать образования в текущем году новой суммы задолженности.

Но не всегда учреждение выполняет смету бюджетного учреждения. Речь идет о периодах, когда:

  • утверждена роспись бюджета, но не утверждена смета;
  • не утверждена роспись бюджета;
  • в роспись и/или смету внесены изменения.

Рассмотрим их подробнее.

Складаємо кошторис бюджетної установи на 2020 рік
Людмила Кравченкокерівник експертної групи Експертус Головбух
Найретельніше ревізори перевіряють видатки бюджетних установ. Поширені помилки установ дивіться у зразку акта ревізії.

Роспись бюджета утверджена, смета бюджетного учреждения — нет

После утверждения росписи государственного или соответствующего местного бюджета смету бюджетного учреждения следует утвердить в течение 30 календарных дней.

До его утверждения расходы учреждения проводят согласно проэктам смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов специального фонда, которые обязательно подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. По истечении этого времени расходы учреждения будут осуществлять исключительно на основании таких документов (конечно же — утвержденных):

  • сметы бюджетного учреждения;
  • плана ассигнований общего фонда бюджета;
  • плана специального фонда и т.п.

Это будут контролировать органы Казначейства при регистрации бюджетных юридических и финансовых обязательств, проведении платежей.

В случае не утверждения сметы по истечении этого времени учреждению запрещено осуществлять деятельность.

Проведение обозначенных платежей в этот период обязательно проверяют органы государственного финансового контроля при проведении ревизий.

Роспись бюджета не утверждена

Но бывают ситуации, когда бюджетная роспись на бюджетный год не утверждена в установленный БК срок. Минфин или местные финансовые органы составляют временную роспись бюджета на I квартал, а учреждение — временную индивидуальную смету бюджетного учреждения, которую утверждает ее руководитель. Все расходы производятся на основании этого документа.

После утверждения соответствующей бюджетной росписи учреждение составляет смету, в которой учитывает объемы расходов, которые оно проводило по временной индивидуальной смете. Далее основанием для осуществления деятельности учреждения является утвержденные смета, план ассигнований общего фонда бюджета, план специального фонда и т.п.

В смету внесены изменения

Если смета бюджетного учреждения по некоторым показателям изменена, при выполнении сметы следует соблюдать ее показатели с учетом изменений. Изменения вносят соответствующими справками. Напомним причины, по которым вносят изменения в смету.

Предпосылки для внесения изменений возникают, когда:

  • бюджетные ассигнования перераспределят в разрезе КЭКР в пределах общего объема бюджетных назначений (отдельно по общему и специальному фондам);
  • бюджетные назначения передают от одного главного распорядителя к другому;
  • бюджетные назначения уменьшают главному распорядителю на сумму потраченных не по целевому назначению средств;
  • в пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя (отдельно по общему и специальному фондам) расходы перераспределяют по бюджетным программам или увеличивают расходы развития за счет уменьшения других расходов;
  • расходы бюджета перераспределяют на централизованные мероприятия между административно-территориальными единицами;
  • нераспределенные бюджетные назначения передают на определенную цель между главными распорядителями;
  • годовые расходы бюджета сокращают за счет средств общего фонда;
  • внесены изменения в госбюджет или местный бюджет;
  • расходы бюджета увеличивают за счет превышения объема собственных поступлений специального фонда с учетом их остатков на начало года.

Если общий объем фактических поступлений в специальный фонд вместе с суммой остатка средств на начало года больше, чем поступления, которые определяет смета бюджетного учреждения, в последнюю обязательно вносят изменения по специальному фонду. При этом уточненный объем расходов специального фонда равен сумме уточненного объема доходов и остатка средств на начало года. Основанием для внесения изменений в смету по специальному фонду (собственные поступления) являются:

  • справка органа Казначейства о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета;
  • справка об изменениях в смету бюджетного учреждения;
  • сведения показателей специального фонда сметы без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись по специальному фонду бюджета.

Необходимые формы справок можно найти в приказе Минфина от 28.01.2002 № 57.

Копию справки об изменениях к смете по специальному фонду (собственные поступления) учреждение заверяет в органе Казначейства, после чего передает ее главному распорядителю.

Аналогичные действия выполняются, и если наоборот — поступления по спецфонду не выполняются. Все эти изменения следует внести не позднее чем за три недели до конца бюджетного года.

Отчетность по смете

О выполнении сметы нужно отчитываться нарастающим итогом. В отчетности плановые показатели отражают с учетом внесенных изменений в смету.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді