Органы местного самоуправления в Украине

RU UA
Органы местного самоуправления (ОМС) — это органы, у которых есть полномочия решать вопросы местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти. Какая роль бухгалтера?

Что такое органы местного самоуправления

Жители села, поселка, города или нескольких сел, поселков, городов являются соответствующей местной территориальной общиной. Она решает вопросы местного (в пределах территории села, поселка, города или объединенной территории) значения в соответствии с Конституцией Украины и законов Украины, как правило, через органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — это органы, у которых есть полномочия решать вопросы местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти.

Калькулятор стажу державної служби, служби в ОМС та приведеної дати

Какие органы местного самоуправления существуют в Украине

Система органов местного самоуправления в Украине включает:

  • территориальные общины (жителей);
  • сельские, поселковые, городские советы, в т. ч. объединенные территориальные общины;
  • сельского, поселкового, городского председателя;
  • исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;
  • старосту совета объединенной территориальной общины;
  • районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов;
  • органы самоорганизации населения.

Состав органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления в Украине представлены как:

  • сельский совет и его исполнительный орган (комитет);
  • поселковый совет и его исполнительный орган (комитет);
  • городской совет и его исполнительный орган (комитет);
  • районный в городе совет и его исполнительный орган (комитет);
  • районный совет;
  • областной совет.

В состав совета входят депутаты, избранные на местных выборах и полномочия которых признаны и не прекращены. Председатель совета председательствует на пленарных заседаниях сессии совета депутатов.

Такие местные органы самоуправления, как сельские, поселковые, городские (районные в городе) советы, образуют исполнительный комитет. Исполнительный комитет возглавляет председатель соответствующего совета. Должности председателя и секретаря совета являются выборными, должности председателя и секретаря исполнительного комитета — нет. Как правило, эти должности занимают лица, избранные на местных выборах.

Исполнительных органов не имеют и не создают такие органы местного самоуправления, как районные и областные советы. Функции и полномочия исполнительных органов на областном и районном уровне выполняют соответственно областные и районные госадминистрации.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления

Для развития и процветания той или иной территориальной общины нужны финансовые и материальные ресурсы. Основой для их пополнения и использования является местный бюджет. Рассмотрим бюджетные права органов местного самоуправления.

Такие органы местного самоуправления, как областные и районные советы, только утверждают соответственно областные и районные бюджеты. Составляют и выполняют эти бюджеты соответствующие областные и районные госадминистрации. Сельский совет и его исполнительный комитет, поселковый совет и его исполнительный комитет, городской совет и его исполнительный комитет, районный в городе совет и его исполнительный комитет самостоятельно разрабатывает, утверждает и выполняет соответственно:

  • сельский бюджет;
  • поселковый бюджет;
  • городской бюджет;
  • районный в городе бюджет.

Утверждают эти бюджеты такие органы местного самоуправления, как сельский, поселковый, городской, районный в городе совет, то есть совет депутатов. Готовит проект бюджета, представляет его на утверждение в совет, выполняет его в течение бюджетного года исполнительный комитет соответствующего совета.

Составными частями местного бюджета являются доходы и расходы. Перечень поступлений в местный бюджет определяет Бюджетный кодекс Украины. Среди них — местные налоги и сборы. Органы местного самоуправления ежегодно утверждают:

  • налог на имущество;
  • единый налог;
  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор;
  • земельный налог.

Поступления в районные и областные бюджеты осуществляется за счет:

  • средств, привлеченных из местных бюджетов на договорной основе для реализации совместных социально-экономических и культурных программ, которые утверждают органы местного самоуправления;
  • средств государственного бюджета с последующим распределением их между сельскими, поселковыми и/или городскими советами или для выполнения совместных проектов.

С финансированием разобрались. Далее о том, какие полномочия имеют органы местного самоуправления.

Полномочия сельских, поселковых, городских советов

Сельские, поселковые, городские советы осуществляют свои полномочия путем принятия соответствующих решений на пленарных заседаниях этих советов в соответствии с утвержденным регламентом. На этих заседаниях указанные органы местного самоуправления решают вопросы, связанные с:

  • утверждением регламента соответствующего совета;
  • образованием и ликвидацией постоянных и временных комиссий совета, определением их состава, в т. ч. избрания председателей этих комиссий;
  • образованием исполнительного комитета соответствующего совета, его численности и персонального состава;
  • избранием на должность и освобождение от должности секретаря совета.

Также эти органы местного самоуправления по предложению председателя соответствующего совета на пленарных заседаниях:

  • утверждают структуру исполнительных органов совета;
  • утверждают численность аппарата соответствующего совета и его исполнительных органов;
  • образуют другие исполнительные органы совета (отделы, управления и т. п.);
  • основывают местные СМИ для освещения деятельности совета, в т. ч. обнародования его нормативно-правовых актов.

На пленарных заседаниях эти органы местного самоуправления могут отменить акты, решения, приказы исполнительного комитета совета или других созданных им исполнительных органов. При условии, что эти акты не соответствуют Конституции или законам Украины, другим актам законодательства или решениям соответствующего сельского, поселкового, городского совета. На пленарных заседаниях также:

  • утверждают программы социально-экономического и культурного развития, целевые программы по другим вопросам;
  • утверждают местный бюджет, вносят изменения в него;
  • устанавливают местные налоги и сборы и ставки земельного налога.

Органы местного самоуправления наделены правом на пленарных заседаниях принимать решения о:

  • осуществлении местных заимствований;
  • передаче части средств из местного бюджета;
  • предоставлении юридическим и физическим лицам льгот по уплате в меньшем размере местных налогов и сборов, а также земельному налогу;
  • отчуждении коммунального имущества;
  • передаче другим органам отдельных полномочий по управлению коммунальным имуществом.

Таковы бюджетные права органов местного самоуправления.

Кроме этого, на пленарных заседаниях органы местного самоуправления утверждают договоры по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции этого совета, которые заключены сельским, поселковым, городским головой от имени совета. Но не все вопросы решают на сессии. Значительную часть решений принимают исполнительные органы (комитеты) этих советов.

Полномочия исполнительных органов местных советов

К основным полномочиям, которые осуществляют органы местного самоуправления — исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, можно отнести:

До основних функцій, які виконують органи місцевого самоврядування — виконавчі органи сільських, селищних, міських рад, можна віднести:

Органи місцевого самоврядування в Україні разработку программ социально-экономического и культурного развития села, поселка, города, целевых программ по другим вопросам, представление их совету для утверждения;

Органи місцевого самоврядування в Україні организацию выполнения этих программ, отчетности рады об их выполнении;

Органи місцевого самоврядування в Україні обеспечения сбалансированного экономического и социального развития территории, подверженная исполнительным органам местных советов, эффективного использования ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

Органи місцевого самоврядування в Україні составления балансов ресурсов (финансовых, трудовых), денежных доходов и расходов, которые необходимы для социально-экономического и культурного развития этой территории, определение потребности в местных ресурсах (стройматериалах, топливе и т.п.);

Органи місцевого самоврядування в Україні рассмотрение проектов планов коммунальных предприятий и организаций, внесение в них замечаний и предложений, контроль их выполнения;

Органи місцевого самоврядування в Україні предварительное рассмотрение плана пользование природными ресурсами местного значения на этой территории, предложений по размещению, специализации и развития предприятий и организаций независимо от форм собственности, внесение в случае необходимости в соответствующие госорганы предложений по этим вопросам;

Органи місцевого самоврядування в Україні внесения предложений в программы социально-экономического и культурного развития районов и областей, которые утверждают областные и районные ОМС, а также в планы предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных на соответствующей территории, по вопросам, связанным с социально-экономическим и культурным развитием территории, удовлетворением потребностей населения;

Органи місцевого самоврядування в Україні привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности к участию в комплексном социально-экономическом развитии села, поселка, города;

Органи місцевого самоврядування в Україні размещение на договорных началах на предприятиях, в учреждениях и организациях заказов на производство продукции, выполнение работ (услуг), необходимых для местной территориальной общины.

Но это небольшая капля в море полномочий, определенных главой 2 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 № 280/97-ВР.

Органы местного самоуправления (исполнительные органы) осуществляют полномочия в:

  • управлении коммунальной собственностью;
  • решении вопросов административно-территориального устройства;
  • обеспечении законности, правопорядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан.

Также имеют полномочия в областях:

  • бюджета, финансов и цен;
  • ЖКХ, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи;
  • строительства;
  • внешнеэкономической деятельности;
  • оборонной работы.

Кроме этого, значительная часть полномочий, которые имеют органы местного самоуправления (исполнительные органы), связана со сферами:

  • социально-экономического и культурного развития, планирования и учета;
  • образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта;
  • социальной защиты населения;
  • регистрации места жительства физических лиц;
  • регулирования земельных отношений и охраны окружающей природной среды;
  • предоставления бесплатной первичной правовой помощи и тому подобное.

Нові оклади в ОМС: як застосувати правильно

Читати коментар

На органы местного самоуправления — исполнительные органы городских советов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин положены делегированые полномочия по:

  • контролю за соблюдением законодательства о труде и занятости населения на территории города или объединенной территориальной общины;
  • наложению штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения.

Для реализации этого полномочия органы местного самоуправления на пленарных заседаниях сессии соответствующего совета принимают решения о:

  • создании структурного подразделения, который будет контролировать соблюдение законодательства о труде;
  • определении его структуры и численности;
  • введении должности (должностей) с полномочиями инспектора труда;
  • возложении обязанностей инспектора труда на одну (несколько) из существующих должностей (при условии возможности выполнения других полномочий без ущерба для выполнения контрольных функций).

После этого органы местного самоуправления (исполнительный комитет соответствующего совета):

  • разрабатывает положение о подразделении;
  • определяет его структуру, численность;
  • распределяет обязанности, должностные инструкции работников;
  • принимает меры по назначению граждан на соответствующие должности.

Если обязанности инспектора труда возлагают на существующее структурное подразделение или лицо, органы местного самоуправления вносят изменения в существующее положение или должностную инструкцию работника с обязательным предупреждением за два месяца согласно статье 32 Кодекса законов о труде Украины. Гоструда выдает удостоверение инспектора труда соответствующему работнику. После его выдачи исполнительные органы смогут выполнять делегированые Гострудом полномочия.

Акты органов местного самоуправления

Сельский, поселковый, городской совет на его пленарном заседании принимает нормативные акты в форме решений. Решение нормативно-правового характера вступает в силу со дня его официального обнародования, если в нем не установлен более поздний срок введения его в действие. Решения, принятые по результатам открытого поименного голосования, обязательно обнародуют на официальном сайте совета. Вместе с ним органы местного самоуправления обнародуют протокол сессии совета и результаты поименного голосования.

Исполнительный комитет тоже принимает акты в форме решений, которые подписывает сельский, поселковый или городской голова. А вот сельский, поселковый, городской голова, председатель районного в городе, районного, областного совета в пределах издает распоряжения.

Все эти акты (решения, распоряжения) органы местного самоуправления обнародуют согласно Закону Украины:

  • «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 № 1160-IV — если акт является регуляторным;
  • «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 № 2939-VI (далее — Закон № 2939) — если не является.

Если решение или распоряжение принято в пределах полномочий соответствующего местного совета, его исполнительного комитета или местного председателя (органы местного самоуправления), эти акты (решения, распоряжения) являются обязательными для выполнения всеми, расположенных на этой территории:

  • органами исполнительной власти;
  • предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности;
  • объединениями граждан;
  • гражданами, постоянно или временно проживающими на этой территории.

Урядовці затвердили нові посадові оклади для працівників ОМС

Публичные сведения

Для исполнения Закона № 2939 и Положения о наборах данных, подлежащих опубликованию в форме открытых данных, утвержденного постановлением КМУ от 21.10.2015 № 835, органы местного самоуправления обязаны обнародовать на своем официальном веб-сайте:

  • справочник (с указанием телефонов и адресов) юридических лиц, которые этим органом созданы и организаций, подчиненных органу местного самоуправления;
  • информацию об организационной структуре органа местного самоуправления;
  • отчет об использовании бюджетных средств в разрезе бюджетных программ;
  • нормативы, утвержденные этим органом;
  • годовые планы закупок.

Кроме этого, органы местного самоуправления должны обнародовать:

  • перечни административных услуг;
  • информационные карточки административных услуг;
  • бланки заявлений, необходимых для обращения о предоставлении государственной услуги;
  • информацию о системе учета, виды информации, которую хранит соответствующий орган местного самоуправления;
  • реестр (перечень) наборов открытых данных;
  • административные данные, собирает и/или обрабатывает орган местного самоуправления (например, данные статотчетности и т. д.).

Как уже отмечали, органы местного самоуправления в соответствии с Законом № 2939 должны обнародовать:

  • нормативно-правовые акты, акты индивидуального действия (кроме внутриорганизационных)
  • проекты решений, подлежащих обсуждению;
  • информацию о нормативно-правовые основы деятельности.

Проекты нормативно-правовых актов (проекты решений, распоряжений) органы местного самоуправления обнародуют не позднее чем за 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия. Для другой информации срок для обнародования — не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения документа.

Также они обязаны обнародовать на своем официальном веб-сайте:

  • градостроительную документацию местного уровня;
  • перечень объектов коммунальной собственности;
  • перечень объектов коммунальной собственности, которые органы местного самоуправления, коммунальные предприятия, учреждения, подчиненные этим органам, передали в аренду или иное право пользования (с условиями такой передачи);
  • перечень незадействованных земельных участков и имущественных объектов (помещений) коммунальной формы собственности, которые могут быть переданы в пользование;
  • финансовую отчетность субъектов хозяйствования коммунальной собственности, которой владеют органы местного самоуправления;
  • реестр долговых обязательств субъектов хозяйствования коммунальной собственности;
  • сведения о комплексных схемах размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности;
  • список перевозчиков, предоставляющих услуги пассажирского автомобильного транспорта, и маршруты перевозки;
  • реестр распространителей рекламы, в которых есть разрешение по размещению наружной рекламы;
  • сведения о рекламных средствах;
  • список земельных участков, которые органы местного самоуправления могут выделить для застройки;
  • реестр заключенных договоров.

Всю эту информацию публикуют на официальном сайте этого органа с указанием даты:

  • обнародования документа;
  • даты обновления информации.

Ответственность органов местного самоуправления

За свою деятельность органы местного самоуправления несут ответственность перед территориальной общиной, государством, юридическими и физическими лицами.

Органы местного самоуправления периодически (как минимум два раза в год) информируют население о:

  • выполнении программ социально-экономического и культурного развития;
  • исполнении местного бюджета;
  • других вопросах местного значения.

То есть они отчитываются о своей деятельности перед территориальной общиной. И это неудивительно, ведь территориальная община в любое время может досрочно прекратить их полномочия, если органы местного самоуправления:

  • нарушают Конституцию или законы Украины;
  • ограничивают права и свободы граждан;
  • не обеспечивают выполнения полномочий, предоставленных им законом.

Если в результате принятия неправомерных решений, действий или их бездействия нанесен ущерб юридическим или физическим лицам, сумма ущерба возмещается за счет средств местного бюджета. Если ущерб нанесло должностное лицо местного самоуправления, сумму ущерба возмещают за счет его собственных средств.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді