Платные услуги бюджетных учреждений

RU UA
Учреждения хотя и находятся на государственном обеспечении, но имеют право, а часто и крайнюю необходимость зарабатывать путем предоставления платных услуг. В консультации о том, какими могут быть эти услуги, их правила предоставления, ценообразования, налогообложения, применения РРО и отражения в бухгалтерских проводках.

Какие платные услуги могут предоставлять бюджетные учреждения?

Платные услуги бюджетных учреждений, их перечень определены специальными отраслевыми нормативными документами:

Основные отрасли

бюджетной сферы

Нормативный документ, который определяет перечень возможных платных услуг

Примеры типовых платных услуг, которые определены соответствующим перечнем

Медицина

Перечень платных услуг, предоставляемых в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и высших медицинских учебных учреждениях, постановление Кабмина от 17.09.1996 г. № 1138 (далее — Перечень № 1138)

Оздоровительный массаж, медосмотр, стоматологические услуги, стоматологическое протезирование, коррекция зрения, глазное протезирование, судебно-медицинская экспертиза, лечение бесплодия. Лечение заболеваний, передающихся половым путем. Телемедицина, услуги кабинетов нетрадиционной медицины, лабораторные и диагностические услуги, санаторно-курортное лечение. Стажировка врачей, отработка пропущенных без уважительной причины занятий в медвузах.

Образование

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями системы образования, которые принадлежат к государственной и коммунальной форме собственности, постановление Кабмина от 27.08.2010 г. № 796 (далее — Перечень № 796)

Проведение экспертизы средств обучения, например учебных и учебно-методических изданий. Обучение студентов, курсантов, повышение квалификации кадров, прием кандидатских экзаменов, проведение научно-исследовательских работ, издание и реализация учебной литературы, проведение лекций, проведение курсов, тренингов, производство продукции общественного питания, предоставление полиграфических и рекламных услуг, переплетные, брошюровочные работы, печать, сканирование, копирование, услуги перевода.

Наука

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями, постановление Кабмина от 28.07.2003 г. № 1180

Проведение экспертизы средств обучения, например учебных и учебно-методических изданий. Консультационные услуги, разрабатывать программы, стратегии, концепции развития регионов, общин, предприятий, организаций, оказывать полиграфические и рекламные услуги, предоставлять дистанционные информационные услуги, изготавливать рекламную и полиграфическую продукцию.

Культура

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными учреждениями культуры, постановление Кабмина от 12.12.2011 г. № 1271

Проведение спектаклей, театральных и музыкальных мероприятий, показ фильмов, информационно-библиотечное обслуживание, прокат музыкальных инструментов, копирование, изготовление фонограмм, обслуживание экскурсионных групп.

Перечень выше претендует на полноту. Существует и одна универсальная услуга, которая разрешена бюджетным учреждениям, — это услуга аренды. Ее правила определяются Законом "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 10.04.1992 г. № 2269. Предоставлять в аренду самостоятельно бюджетное учреждение может только до 200 кв. метров. Если надо сдать больше, то арендодателем становится Фонд госимущества или управление коммунальным имуществом местного совета, если учреждение финансируется из местного бюджета. В таком случае оно получает только свою долю от арендной платы. Есть услуга аренды и в приведенных выше перечнях.

Для образовательных учреждений еще возможно и определение дополнительных перечней платных услуг местными советами, которые являются учредителями таких образовательных учреждений (ч. 3 ст. 78 Закона "Об образовании" от 05.09.2017 г. № 2145, далее — Закон об образовании).

Для оказания платных услуг учреждения могут использовать свои фонды, основные средства, материальные и нематериальные активы.

Учитывая эти перечни, становится понятным, что каждая отрасль бюджетной сферы имеет свою специфику, поэтому абсолютных правил одних для всех здесь не будет, хотя определенные общие правила соблюдаются. О них дальше в консультации.

Вопрос изъятия заработанных бюджетным учреждением средств

Не всегда заработанные средства бюджетное учреждение может оставить себе. Так, существует пропорциональное распределение средств, заработанных от услуг аренды государственного имущества: 50% в доход спецфонда госбюджета и 50% становятся собственными поступлениями учреждения (пп. 10 ч. 3 ст. 29 БКУ). Если бюджетное учреждение находится на содержании местного совета, то последний может полностью освободить учреждение от перечисления заработанных средств в местный бюджет или установить в другой части, например 70/30. Как правило, это делают для учреждений образования и медицины.

Таким образом, вопрос перечисления заработанных средств в государственный или местный бюджета индивидуальный для отрасли и конкретного учреждения и на конкретной территории. Есть еще общие освобождения всех, например согласно п. 6 ст. 79 Закона об образовании средства, которые получили учебные учреждения в качестве платы за обучение, подготовку и переподготовку, повышение квалификации кадров, предоставление дополнительных образовательных услуг, в государственный или местный бюджет не изымаются. По другим услугам на примере учебных заведений — нужно, чтобы они были или в Перечне № 796, или в перечне платных услуг от местного совета. Тогда все средства можно оставлять на нужды учреждения.

Платные услуги медучреждений в свете медицинской реформы

Отметим, что с 1 апреля 2020 г. медучреждения переходят на второй этап медицинской реформы, который связан со специализированной и высокоспециализированной медицинской помощью. Реорганизация в коммунальные (казенные) некоммерческие предприятия (КНП) расширяет возможности в оказании платных медуслуг за пределы данного перечня. Платными, по сути, становятся все услуги медучреждений, вопрос лишь в том, оплачиваются они за счет программы медицинских гарантий или нет.

Направления расходования платных услуг бюджетных учреждений

Поступления от предоставления платных услуг бюджетных учреждений формируют их специальный фонд. Для сохранения некоммерческого статуса бюджетного учреждения все расходование средств должно быть связано с ее уставной деятельностью, расходами по оплате труда и развитием. Однако, более подробно этот вопрос определен ст. 13 БКУ. В ней существует классификация собственных поступлений бюджетного учреждения:

  • группа 1 – плата за услуги основной деятельности (плата за услуги по основной деятельности, поступления от дополнительной хозяйственной деятельности, плата за аренду имущества). В абз. 21 ст. 13 находится перечень направлений использования этих собственных поступлений в зависимости от подгруппы. Например, поступления от услуг основной деятельности — только на покрытие расходов, связанных с основной деятельностью. В первую очередь финансируется погашение долгов по оплате труда, ЕСВ, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей (абз. 1 ч. 9 ст. 51 БКУ)
  • группа 2 — прочие источники (благотворительные взносы, гранты, подарки).

Если бюджетное учреждение зарабатывает за счет платных услуг, то бюджетные ассигнования ей не уменьшаются.

Организация работы бухгалтерской службы

Ценообразование платных услуг бюджетных учреждений

Ценообразование платных услуг имеет две особенности:

  • цены платных услуг должны согласовываться с вышестоящим распорядителем бюджетных средств, от которого учреждение получает финансирование. Бюджетное учреждение составляет самостоятельно перечень услуг и прейскурант цен на платные услуги. Далее, если это местный бюджет, то тогда согласование должно быть финансовым управлением и в целом с исполнительным комитетом местного совета, который выносит тарифы на утверждение уже до самого местного совета. Сами же цены бюджетное учреждение определяет самостоятельно;
  • бюджетные учреждения не могут заниматься коммерческой торговой деятельностью. Это значит, что они не могут устанавливать торговую наценку (прибыль) и покупать товары дешевле и потом продавать их дороже. Иначе — это нарушение условий некоммерческого статуса бюджетного учреждения. Это касается и услуг общественного питания, поэтому к их ценообразованию следует подходить осторожно, даже если общественное питание имеется в упомянутых списках. Возможными выходами из ситуации, если такая торговая деятельность бюджетному учреждению нужна, — это сдача помещения столовой в аренду заведения общественного питания или создание предприятия, учредителем которого может быть бюджетное учреждение.

Что касается самого процесса ценообразования, то бюджетные учреждения должны руководствоваться соответствующей нормативкой для их отрасли, если она создана. Например, существуют:

  • для медучреждений (в т.ч. и в форме КНП) — Методика расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию, постановление Кабмина от 07.12.2017 г. № 1075;
  • для образовательных учреждений (в т.ч. и высших учебных учреждений) — Порядок предоставления других платных услуг государственными и коммунальными учебными учреждениями, совместный приказ МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758;
  • для учреждений науки — Порядок и условия предоставления платных услуг бюджетными научными учреждениями, приказ МОН, Минфина и Минэкономики от 01.12.2003 г. № 798/657/351;
  • для учреждений культуры — Порядок определения стоимости и предоставления платных услуг учреждениями культуры, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, приказ Минкультуры, Минфина и Минэкономразвития от 01.12.2015 г. № 1004/1113/1556.

Внимание: Бюджетные учреждения сами определяют цены платные услуги

Если отсутствует специализированная нормативка по формированию себестоимости, то следует руководствоваться общими бухгалтерскими принципами по формированию себестоимости услуг. Также рекомендуется бюджетному учреждению иметь Положение о платных услугах, которое должно определять правила калькулирования платных услуг, центры затрат, базы распределения общехозяйственных расходов, связь с коллективным договором, а также социальные и хозяйственные цели использования поступлений от них.

Налогообложение платных услуг бюджетных учреждений

С налогообложением опять же в каждой бюджетной сфере будет своя специфика. Общие правила:
  • предоставления платных услуг бюджетных учреждений не лишает их статуса неприбыльных организаций. Это не нарушение условий неприбыльности п. 133.4 НКУ, если вся прибыль, полученная от таких услуг, используется исключительно на зарплаты работников таких учреждений, а также реализацию уставных целей функционирования данного учреждения, его развитие (перечень направлений использования собственных поступлений бюджетных учреждений определен ст. 13 БК). Это условие № 1. Условием №2 является наличие направлений расходования этих средств в утвержденной смете бюджетного учреждения и его соблюдение. На обеих условиях неоднократно подчеркивали в своих консультациях налоговики, например ИНК ГФС от 02.04.2019 г. № 1385/6/99-99-15-02-02-15/ИНК, ИНК ГФС от 06.12.2018 г. №5114/6/99-99-15-02-02-15/ИНК. Данные условия сохраняются и при реорганизации бюджетных учреждений в КНП. Смета только заменяется финансовым планом;
  • платить налог на прибыль с полученного дохода от оказания платных услуг тоже не нужно. Конечно, если не был нарушен некоммерческий статус;
  • вопрос уплаты НДС определяется НКУ и напрямую не зависит от приведенных ранее перечней платных услуг. Общее правило регистрации плательщиком НДС — объем налогооблагаемых операций за 12 месяцев превышает 1 млн грн. Каждому бюджетному учреждению надо самостоятельно проанализировать НДС-статус тех платных услуг, которые в нем предоставляются или планируются внедряться как новые. Универсальности для бюджетных учреждений нет и разница есть между учреждениями начального образования и высшего образования, между образованием и медициной и т.д.

Приведем несколько примеров по НДС и платным услугам бюджетных учреждений. Для медучреждений НДС-статус платных услуг определяется не Перечнем № 1138, а пп. "а"-"о" пп. 197.1.5 НКУ. Те услуги, которые попали в этот перечень, например услуги массажа, косметологической помощи, зачисляются в базу обложения этим налогом. Другие же услуги по охране здоровья (их подавляющее большинство) имеют освобождение от НДС.

Внимание: Универсальных правил обложения НДС платных услуг бюджетных учреждений нет, поэтому каждую услугу следует анализировать отдельно по требованиям НКУ

Другой пример: услуги по предоставлению питания детей в дошкольных, общеобразовательных и профессионально-технических учебных учреждениях и граждан в учреждениях здравоохранения — имеют статус "без НДС" (пп. "г" пп. 197.1.7 НКУ). Однако, услуги питания в высших учебных учреждениях уже такого освобождения не имеют и облагаются НДС 20%. Какие услуги считать здравоохранением, определяет МОЗ (ИНК ГФС от 15.10.2019 г. № 762/6 /99-00-07-03-02-15/ИНК).

Еще один пример: услуги по образованию имеют освобождение от НДС (любое образование, в т.ч. высшее, пп. 197.1.2 НКУ). Однако, услуги по сдаче имущества в аренду учебным учреждением уже становятся объектом налогообложения НДС.

Платные услуги бюджетных учреждений и РРО

Часть платных услуг бюджетных учреждений попадает под послабления в отношении использования кассовых аппаратов. Например, Постановлением Кабмина от 23.08.2000 г. № 1336 разрешено использовать КУРО и РК вместо РРО:

  • буфетам в высших учебных заведениях — при продаже блюд, торговле безалкогольными напитками;
  • военными гарнизонами и городами, также военными частями, которые расположены в селах — при розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании;
  • библиотекам — по услугам, которые они предоставляют. Этот перечень не уточняется, поэтому распространяется на все услуги библиотек, которые соответствуют их уставной деятельности.

Также есть полное освобождение от РРО, КУРО и РК:

  • торговля продукцией собственного производства;
  • торговля блюдами и безалкогольными напитками в школьных столовых, других общеобразовательных учебных учреждениях, профессионально-технических учебных учреждениях (пп. 1 и пп. 11 ст. 9 Закона от 06.07.1995 г. № 265).

Платні послуги бюджетних установ
Тетяна НИЖНИК,керівник експертної групи МСFR Головбух
Видаєте зарплату чи премію, виплачуєте аванси на господарські потреби чи відрядження, приймаєте кошти від контрагентів? Маєте знати готівкові новації.

Бухгалтерские проводки по предоставлению платных услуг бюджетных учреждений

Пример 1. Дополнительные образовательные услуги. Высшее учебное заведение получило плату за учебу от студентов-контрактников. Сумма поступлений – 2400000 грн.

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

1

Начисленный доход от предоставления платных образовательных услуг

2111

7111

2400000

2

Поступила плата за обучение

2313

2111

2400000

3

В конце периода закрит счет учета доходов на выполнение сметы высшего учебного учреждения

7111

5511

2400000

Пример 2. Аренда. Высшее учебное заведение получило плату за сдачу помещения в аренду. Сумма поступлений – 36000 грн, в т.ч. НДС 6000 грн.

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

1

Начисленный доход от предоставления услуги аренды

2117

7411

36000

2

Начислено налоговое обязательство с НДС

7411

6311

6000

3

Получены средства на регистрационный счет (плата за аренду)

2313

2117

36000

4

В конце периода закрыт счет учета доходов на выполнение сметы высшего учебного заведения (=36000–6000)

7411

5511

30000


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді