Что такое субвенция?
В законе о государственном бюджете и решениях о местном бюджете на соответствующий год предусматриваются средства для других бюджетов на те или иные программы, которые передаются на безвозмездной и безвозвратной основе. Такие расходы называют межбюджетными трансфертами. Они являются четвертой составляющей доходов бюджета, кроме налоговых, неналоговых поступлений и доходов от операций с капиталом (ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Украины, далее – БКУ).
Субвенция – это межбюджетный трансферт, точнее один из его видов. Ее предоставляют из государственного или местного бюджета (общего, специального или резервного фонда). В зависимости от источника финансирования она делится на виды. Субвенция всегда имеет целевую направленность и безвозвратна при условии соблюдения целевого назначения средств.
☛ Трансферт (субвенция, дотация) – это передача (движение) средств из одного бюджета в другой. Как правило, это происходит сверху вниз: от государственного бюджета до местного. Однако еще не может быть от одного местного бюджета другому.
Субвенция и дотация: в чем различие?
Субвенция не единственный межбюджетный трансферт. Еще есть дотации (см. ч. 1 ст. 96 БКУ). Субвенция от дотации отличается назначением:
- дотация направлена на покрытие дефицита, например местного бюджета, выравнивание платежеспособности местных бюджетов, компенсацию потерь бюджетов через предоставление государством определенных льгот (см. ст. 103 БКУ), переданных государством на местные бюджеты расходов, например, на содержание учреждений здравоохранения;
- субвенция направлена, во-первых, на совместное финансирование, например, совместное содержание определенных объектов между государственным и местным бюджетом, выполнение инвестиционных проектов, совместное финансирование зарплат педагогам и т.д. Во-вторых, она носит более выраженный целевой характер, определяются условия ее получения и куда именно должны направляться следующие средства. Например, образовательная субвенция в условиях стимулирования оптимизации сети учебных заведений территориальной общины, а направленность средств – зарплаты педработникам в заведениях данной территориальной общины.
Примером того, что субвенция имеет больше целевую направленность, чем дотация, может быть сравнение образовательной субвенции и дополнительной дотации на осуществление переданных из госбюджета расходов по содержанию учебных заведений и здравоохранения между местными бюджетами области. Такая дотация имеет значительно больший перечень расходов, которые она может покрыть, например, все расходы на здравоохранение по пп. «3» ч. 1 ст. 90 БКУ, среди которых не только зарплата, но и оплата коммунальных услуг и энергоносителей.
☛ Более узкая целевая направленность и наличие признаков совместного финансирования мероприятия, под которое такой трансферт выделяется – это ключевые черты субвенций.
Однако и субвенция и дотация являются межбюджетными трансфертами. И более узкая целевая направленность субвенций при наличии определенных обстоятельств может быть расширена. Да, та же образовательная субвенция по ч. 4 ст. 103² БКУ, если к концу года она осталась, то может быть использована не только с учетом своего целевого назначения, но и на обновление материально-технической базы учебных заведений. В качестве примера можно привести распределение остатка образовательной субвенции в конце:
- 2020 – на организацию дистанционного обучения в связи с карантинными мероприятиями во время пандемии COVID-19;
- 2022 – на мероприятия терробороны и обустройство бомбоубежищ.
Виды субвенций
Виды субвенций зависят от того, из какого бюджета их будут предоставлять:
- из государственного – местным бюджетам (областным, районным, объединенных территориальных общин, городов областного и/или районного значения, поселковым, сельским);
- по местному – другим местным бюджетам (например, по районному – поселковому или по сельскому – районному).
Субвенции из государственного бюджета 2023
Субвенции из государственного бюджета местным бюджетам тоже бывают разных видов (см. в частности ст. 97 БКУ):
- на осуществление государственных программ социальной защиты;
- на выполнение инвестиционных проектов (правила – см. ст. 105 БКУ);
- на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (правила – см. ст. 103¹ БКУ);
- образовательная субвенция (правила – см. ст. 103² БКУ);
- субвенция на оказание государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями (правила – см. ст. 103³ БКУ);
- медицинская субвенция (правила – см. ст. 103-4 БКУ);
- субвенция на финансирование мер социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения (зоны АЭС). См. раздел в частности, постановление Кабмина от 15.02.2012 г. № 91;
- другие субвенции. К примеру, на развитие объединенных территориальных общин (ОТГ), поддержку мер социально-экономического развития отдельных территорий, строительство определенных спортивных комплексов, создание центров культурных услуг. Такие субвенции, как правило, не являются постоянными и ежегодно меняются в законе о госбюджете на соответствующий год. Примеры для 2023 года – см. Далее.
☛ Образовательная субвенция – самая большая среди межбюджетных трансфертов.
В межбюджетных трансфертах наибольшую долю в 2023 году занимает образовательная субвенция, которая составляет 87,5 млрд. грн. (подробности – см. источник от МОН). Рассмотрим также объемы других субвенций.
Субвенции из государственного бюджета местным бюджетам
Объемы межбюджетных трансфертов по их видам и в разрезе местных бюджетов определяет Приложение 6 к Закону о Госбюджете 2023 года. Примеры таких других субвенций из госбюджета местным бюджетам в 2023 году таковы:
- финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах – 16,02 млрд. грн.;
- выплату денежной компенсации за причитающиеся для получения жилых помещений для внутренне перемещенных лиц, защищавших независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавших непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, осуществлении мер по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии РФ, и признанные лицами с инвалидностью в результате войны ІІІ группы и нуждающихся в улучшении жилищных условий – 3,26 млрд грн;
- в соответствии с Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.1993 г. № 3551 (далее – Закон № 3551) – 3,93 млрд грн;
- завершение строительства метрополитена в г. Днепр – 4,58 млрд грн;
- денежная компенсация за принадлежащие для получения жилые помещения для семей лиц, для лиц с инвалидностью I - II группы, наступившей вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при непосредственном участии в АТО, обеспечении ее проведения, осуществлении мер по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной злости РФ, обеспечении их воплощения в мероприятиях, нужных для обеспечения обороны Украины, защиты сохранности населения и интересов страны в связи с военной злостью РФ. Действует во исполнение требований Закона № 3551 – 1,73 млрд грн;
- реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы для восстановления Украины – 1,70 млрд грн;
- реализацию проектов в рамках Программы по восстановлению Украины – 5,292 млрд грн;
- продление третьей линии метрополитена в г. Харькове – 1,52 млрд грн;
- обустройство безопасных условий в заведениях общего среднего образования – 1,50 млрд грн;
- приобретение школьных автобусов – 1 млрд грн;
- реформирование региональных систем здравоохранения для осуществления мер по выполнению совместного с Международным банком реконструкции и развития проекта «Улучшение здравоохранения на службе у людей» – 0,46 млрд грн;
- предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями – 0,30 млрд. грн.;
- финансирование мер социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения – 0,20 млрд грн;
- создание сети специализированных служб поддержки лиц, пострадавших от домашнего насилия и/или насилия по признаку пола – 0,18 млрд грн;
- обеспечение отдельных расходов районных советов, направленных на выполнение их полномочий – 0,15 млрд. грн.;
- финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах – 16 млрд. грн.;
- восстановление объектов критической инфраструктуры в рамках совместного с Международным банком реконструкции и развития проекта «Проект развития городской инфраструктуры-2» – 2,078 млрд грн.
◀️ НОВАЦІЇ В КАЗНАЧЕЙСЬКОМУ ОБСЛУГОВУВАННІ ▶️
Изменения относительно субвенций местным бюджетам, которые связаны с военным положением
Есть изменения, внесенные постановлениями Кабмина от 04.11.2022 г. № 1239 и от 28.04.2023 г. № 399 к постановлению Кабмина «Некоторые вопросы формирования и исполнения местных бюджетов в период военного положения» от 11.03.2022 г. № 252 (далее – Постановление № 252). Изменения вступили в силу 08 ноября 2022 и 03 мая 2023 соответственно. За ними произошло следующее:
военные администрации населенных пунктов, областные, районные и КГВА, в том числе, могут принимать решение (каждая из сторон) о передаче средств в виде межбюджетного трансферта в соответствующий местный бюджет, осуществлять распределение и перераспределение объемов трансфертов из государственного и местных бюджетов местным бюджетам, а также утверждать лунные бюджеты, составленные местными финансовыми органами;
проект решения местного совета, военной администрации о передаче средств в виде межбюджетного трансферта в соответствующий местный бюджет другой области и/или г. Киева в обязательном порядке подлежит согласованию Минфином путем предоставления соответствующего письма. Исключение – межбюджетные трансферты, определенные пп. «1», «4» ч. 2 ст. 101 БКУ, в частности, субвенции на содержание объектов совместного пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов совместного пользования и субвенции на выполнение инвестиционных проектов, в том числе на строительство или реконструкцию объектов совместного пользования;
отменено временное (на период до прекращения или отмены военного положения) непроведение проверок ГАСУ по выполнению местных бюджетов и остановка начатых проверок (изъята п. 2 постановления № 252). Это значит, что проверки возобновляются.
Кроме вышеописанных изменений на протяжении 2023 года были еще и другие, связанные с войной, а именно изменения в Порядке и условиях предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, а также Порядка и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями в части использования остатков средств за субвенциями. Они касаются утверждения распределения объема образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на 2023 год (Приложение 1).
Изменения относително субвенций местным бюджетам, которые связани с Законом о госбюджете на 2023 и военным положением
Кроме того, на 2023 год установлено распределение Кабмином субвенций из госбюджета местным бюджетам на реализацию проектов в рамках:
- Порядка и условий предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы для восстановления Украины;
- Порядка и условий предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию проектов в рамках Программы по восстановлению Украины (ст. 19 Закона о Госбюджете 2023, действует в виде исключения к ч. 6 ст. 108 БКУ);
- Порядка и условий предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями (ст. 31 Закона о Госбюджете 2023, в виде исключения ст. 1031 БКУ).
Напоследок рассмотрим несколько общих вопросов субвенций – субвенции из местного бюджета (и такие есть), перераспределение объемов трансферта и общие направления использования наиболее распространенных субвенций в обычные довоенные времена.
Субвенции из местного бюджета
Субвенция из местного бюджета другому местному бюджету выдается на (см. ст. 101 БКУ):
- содержание объектов совместного использования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов совместного использования;
- выполнение инвестиционных проектов, в том числе строительство или реконструкцию объектов совместного пользования;
- другие цели.
Условия предоставления субвенции из местного бюджета другому местному бюджету определяют соответствующие местные советы в договоре сторон с учетом положений БКУ.
Перераспределение трансферта
В росписи государственного или местного бюджета определены общие объемы бюджетных назначений, в том числе объемы межбюджетных трансфертов. Сколько составят субвенции из бюджета – решают (перераспределяют объем):
Кабмин по согласованию с Комитетом ВР по бюджету – для субвенций из государственного бюджета;
- местные госадминистрации по согласованию с комиссией местного совета по бюджету – для субвенций из областного и районного бюджетов;
- исполнительные органы местного совета по согласованию с комиссией местного совета по бюджету – если субвенция предоставляется по решению совета города областного (не районный центр), районного значения, совета объединенной территориальной общины, поселкового, сельского советов.
Такой порядок перераспределения устанавливает часть восьмой ст. 23 БКУ.
Общие направления использования субвенций
Межбюджетные трансферты учреждения используют по назначению, указанному в порядке использования средств. Рассмотрим основные из них.
Направления использования субвенций | ||
Вид субвенции | Направление использования | Основание |
субвенции из государственного бюджета на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах | направляют на объекты строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах за счет источников формирования государственного дорожного фонда | ст. 103¹ БКУ |
образовательная субвенция | на оплату труда с начислениями педагогических работников специальных школ, лицеев и других по перечню | ст. 103² БКУ |
медицинская субвенция | для оплаты текущих расходов, кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей | ст. 103³ БКУ |
на мероприятия по оптимизации сети учреждений здравоохранения | ||
на капитальные расходы учреждений здравоохранения – если обеспечены текущие расходы и отсутствует задолженность по защищенным статьям расходов |
Если субвенция предоставлена из общего фонда бюджета, в конце бюджетного года неиспользованный ее остаток возвращают. Если она предоставлена из специального фонда, остатки этого межбюджетного трансферта переходят на следующий бюджетный год.