Регистрация бюджетных обязательств: рабочие ситуации

RU UA
Регистрация бюджетных обязательств: ➤ срок регистрации ➤ подтверждающие документы для регистрации ➤ образец заполнения реестра бюджетных обязательств➤ образец заполнения реестра бюджетных финансовых обязательств

Бюджетные учреждения, госорганы или органы местного самоуправления не могут хозяйничать без бюджетных обязательств и их оплаты, поскольку это важные стадии исполнения бюджета по расходам.

Органы Казначейства контролируют бюджетные обязательства при их регистрации распорядителями. Рассмотрим, в какие сроки происходит регистрация бюджетных обязательств, какие подтверждающие документы для этого понадобятся и как их заполнять.

Все ли обязательства бюджетные

Бюджетные обязательства — это обязательства, которые должностные лица учреждения берут, когда размещают заказы, заключают договоры, приобретают товары, услуги, работы, которые следует оплатить, соблюдая Бюджетный кодекс Украины (БК), в частности части первую и вторую статьи 48. То есть бюджетным обязательство будет тогда, когда его учреждение взяло по:

  • общему фонду — в пределах бюджетных ассигнований, которые устанавливает смета;
  • специальному фонду — в пределах соответствующих фактических поступлений спецфонда бюджета (открытых ассигнований (выделенных средств), остатков собственных поступлений на начало года и бюджетных ассигнований, которые устанавливает смета.
Если учреждение взяло обязательства и не сдержало этих условий или превысило полномочия, которые устанавливает Госбюджет или решения о местном бюджете, это бюджетное правонарушение. Такое обязательство является недействительным, по нему не может быть бюджетной задолженности, по нему нельзя осуществлять платежи за счет бюджета.
Убытки или ущерб, которые причинили контрагенту, взимают в судебном порядке не из учреждения, от имени которого приняли обязательства, и не из бюджета, из которого финансируют учреждение, а с должностного лица учреждения, которое взяло такое обязательство. Это предполагает часть четвертая статьи 48 БК.

Какой срок регистрации бюджетных обязательств

Регистрация бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств происходит в сроки, определенные в пунктах 2.2, 2.4, 2.8 Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 02.03.2012 № 309 (далее — Порядок № 309).

Регистрация бюджетных обязательств в органах Казначейства возможна в течение 7 рабочих дней с даты, когда:

  • взяли бюджетное обязательство;
  • обнародовали отчет о результатах проведения процедуры закупки в случае наличия в учете органа Казначейства сметы (если применяем торги);
  • орган Казначейства взял на учет смету, изменения в нее;
  • изменили условия бюджетных обязательств.

Регистрация бюджетных финансовых обязательств в органах Казначейства возможна в течение 7 рабочих дней с даты, когда:

  • приняли к исполнению бюджетное финансовое обязательство, если иное не предусматривает бюджетное обязательство;
  • изменили условия бюджетных обязательств или бюджетных финансовых обязательств.

Подтверждающие документы для регистрации бюджетных обязательств

Чтобы зарегистрировать бюджетное обязательство, в орган Казначейства подавайте:

  • реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (приложение 1 к Порядку № 309, далее — Реестр 1) в бумажном виде (в двух экземплярах) и на электронном носителе;
  • оригиналы документов или заверенные их копии, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства.

Подтверждающие документы для регистрации бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, проведения платежей определяет приложение к Методическим рекомендациям относительно перечня подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств и проведения платежей, утвержденных приказом Казначейства от 29.04.2013 № 68 (далее — Перечень № 68). Учтите, что он изменился.

Перечень подтверждающих документов

В Реестре 1 указывайте дату, когда его составили, и присваивайте номер регистрации в учреждении с начала бюджетного года отдельно по КПКР, отдельно по общему специальному фонду. То есть, если учреждение имеет финансирование по двум КПКР по общему и специальному фондам, будем иметь 4 Реестра 1 с одинаковым регистрационным номером:

  • № 1 — КПКР 1, общий;
  • № 1 — КПКР 1, специальный;
  • № 1 — КПКР 2, общий;
  • № 1 — КПКР 2, специальный.

    В Реестре 1 заполняйте вступительную часть по всем реквизитам раздела «Данные распорядителя (получателя) бюджетных средств». Реквизит «Дата принятия» не заполняйте, его заполняет казначей, который отмечает дату регистрации бюджетного обязательства. В реквизите «информация о процедуре закупок» указывайте признак:

    • 00 — если приобрели без тендера;
    • 01 — если приобрели через процедуру закупок.

    Если регистрируете договор с предварительной оплатой, обязательно в реквизите «предоплата (грн)» указывайте сумму аванса. Размер аванса, как и его срок, не должен превышать таких, которые содержит постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 № 117 (далее — Постановление № 117), иначе бюджетное обязательство орган Казначейства не зарегистрирует.

    Приведем образцы, как заполнять основную часть Реестра 1 (раздел «Данные бюджетных обязательств»). Для этого рассмотрим несколько примеров.

    Сметные назначения

    По бюджетным обязательствам по отдельным направлениям расходов (например, заработная плата, стипендии, начисления на заработную плату, различные виды помощи), в т. ч. по бюджетным обязательствам, в которых указываются суммы, в Реестре 1 суммы проставляем расчет, но в пределах годовых плановых показателей (абз. 4 п. 2.2 Порядка № 309; см. Пример 1).

    По бюджетным обязательствам по отдельным направлениям расходов, по которым не подаем подтверждающих документов о том, что приняли бюджетные обязательства, в реквизитах «дата документа» и «номер документа» проставляется дата и номер Реестра 1 (Порядок заполнения Реестра бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств в приложении 1 к Порядку № 309, далее — Порядок заполнения).

    Пример 1. Как оформить бюджетное обязательство по оплате труда и ЕСВ

    Смета на 2021 год, которую 08.01.2021 взял на учет орган Казначейства, утверждает сметные назначенния в сумме:

    • 1 137 600,00 грн — по КЭКР 2111 «Заработная плата»;
    • 232 660,00 грн — по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда».

    Нужно зарегистрировать бюджетные обязательства по оплате труда и ЕСВ, если зарплату перечисляют на карточные счета работников.

    Подаем Реестр 1 от 15.01.2021 № 1, в основной части какого есть такие данные бюджетного обязательства.

    К Реестру 1 не прилагаем никаких подтверждающих документов.

    Дополнительное соглашение

    Когда регистрируете дополнительное соглашение, в реквизитах «дата документа» и «номер документа» указывайте дату и номер основного договора, в реквизите «Примечания/другие существенные условия» указывайте реквизиты дополнительного соглашения. Это предполагает Порядок заполнения. В реквизите «сумма (грн)*» указывайте сумму дополнительного соглашения, а не общую сумму по основному договору (см. Пример 2).

    Пример 2. Как оформить бюджетное обязательство по приобретению материалов, оплате теплоснабжения

    По договору от 04.04.2021 № 52-32/6 учреждение покупает материалы согласно спецификации к договору на сумму 15 000,00 грн. По дополнительному соглашению № 1 от 05.04.2021 к договору от 03.01.2021 № 251/01-21 стороны увеличили сумму договора на 50 000,00 грн для оплаты теплоснабжения. Нужно зарегистрировать эти бюджетные обязательства.

    Подаем Реестр 1 от 08.04.2021 № 15, в основной части которого есть такие данные бюджетного обязательства.

    К Реестру 1 прилагаем по:

    • первой позиции — договор от 04.04.2021 № 52-32/6;
    • второй позиции — договор от 03.01.2021 № 251/01-21 и дополнительное соглашение № 1 от 05.04.2021.

    Регистрация бюджетных обязательств: рабочие ситуации
    ІВАН ЛЕВАДСЬКИЙ,експерт з питань бухгалтерського обліку та оподаткування, Київ
    Бюджетний кодекс зазнав змін, які діятимуть з 2021 року. Але про них варто знати уже сьогодні.

    Договор на 2 года

    По долгосрочным бюджетным обязательствам, срок действия которых превышает один бюджетный период (долгосрочные договоры, больше одного года), суммы в Реестре 1 проставляйте в пределах плановых показателей текущего бюджетного периода на основании данных календарного плана к такому договору (абз. 5 п. 2.2 порядка № 309).

    Пример 3. Как регистрировать бюджетное обязательство по строительству спорткомплекса

    Согласно договору подряда от 04.04.2021 № 15/25 учреждение является заказчиком строительства спорткомплекса общей стоимостью 4 800 000,00 грн. Его будут строить в две очереди:

    • с 04.04.2021 по 31.12.2021 — 2 300 000,00 грн;
    • с 01.01.2022 по 31.12.2022 — 2500 000,00 грн.

    Смета на 2021 утверждает сметные назначения на эти цели — 2 300 000,00 грн. Нужно зарегистрировать это бюджетное обязательство.

    Подаем Реестр 1 от 09.04.2021 № 8, в основной части которого есть такие данные бюджетного обязательства.

    К Реестру 1 прилагаем:

    • договор подряда от 04.04.2021 № 15/25;
    • копию решения главного распорядителя бюджетных средств о разрешении на предоплату;
    • экспертный отчет о рассмотрении сметной части проектной документации;
      титул объекта.

    Договор признали ничтожным

    Если договор признали ничтожным и бюджетные обязательства по нему были зарегистрированы в органах Казначейства, их нужно снять. Если бюджетные обязательства снимают с учета, в Реестре 1 повторяйте полностью строку, которую указали в предыдущем Реестре 1, согласно которому бюджетное обязательство орган Казначейства зарегистрировал и взял на учет. Сумму такого бюджетного обязательства указывайте со знаком минус (—). Этого требует абзац четвертый пункта 2.8 Порядка № 309.

    Пример 4. Как оформить бюджетное обязательство, если заключенный договор признали ничтожным

    Орган Казначейства 28.03.2021 зарегистрировал и взял на учет договор от 22.03.2021 № 3/03-21 по приобретению основных средств стоимостью 210 000,00 грн. Согласно части первой статьи 37 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII тендерный комитет его признал ничтожным (протокол заседания от 01.04.2019 № 5). Расчеты по настоящему договору заказчик и поставщик не проводили.

    Нужно зарегистрировать снятие этого обязательства.

    Подаем Реестр 1 от 05.04.2021 № 11, в основной части которого есть такие данные бюджетного обязательства.

    К Реестру 1 прилагаем договор от 22.03.2021 № 3/03-21, копию протокола заседания тендерного комитета от 01.04.2021 № 5.

    Регистрация бюджетных обязательств: рабочие ситуации
    ЛЮДМИЛА КРАВЧЕНКО,керівник експертної групи Експертус Головбух
    Дізнайтеся, які помилки ревізори вже виявили у ваших колег!

    Как зарегистрировать бюджетное финансовое обязательство

    Чтобы зарегистрировать бюджетное финансовое обязательство, в орган Казначейства подайте:

    • реестр бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (приложение 2 к Порядку № 309, далее — Реестр 2) в бумажном виде (в двух экземплярах) и на электронном носителе;
    • оригиналы документов или заверенные их копии, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства (которые добавляли в Реестр 1) и бюджетного финансового обязательства.

    Документами, подтверждающими принятие бюджетного финансового обязательства, как правило, являются:

    Перечень подтверждающих документов, которые необходимо предоставлять в Реестр 2, содержит перечень № 68.

    Дату составления, регистрационный номер, вступительную часть Реестра 2 заполняйте в том же порядке, что и Реестр 1.

    Если информация о бюджетном финансовом обязательстве связана с затратами, которые содержат персональные данные физического лица, орган Казначейства обнародует ее на портале Е-data после защиты персональных данных. Для этого в реквизите «Информация об ограничении обнародования» указывайте признак «ПД». В реквизите «Примечание» указывайте срок оплаты бюджетного финансового обязательства.

    Если регистрируете предоплату (аванс) по договору, как правило, Реестр 1 и Реестр 2 следует подавать одновременно. В реквизитах «данные документа» и «номер документа» бюджетного финансового обязательства указывайте реквизиты бюджетного обязательства, которые были указаны в Реестре 1. Указывайте сумму финансового обязательства, то есть сумму предоплаты (а не сумму договора) и дублируйте ее в реквизите «в т. ч. предоплата». А в реквизите «Примечание» указывайте ориентировочную дату получения товаров, выполнения работ, оказания услуг (это конечная дата срока использования аванса). Орган Казначейства сравнивает ее с датой по условиям договора. Так он проверяет, сдержало ли учреждение сроки и размер аванса по Постановлению № 117.

    Если регистрируете факт выполнения договора, в реквизитах «данные документа» и «номер документа» бюджетного финансового обязательства указывайте реквизиты накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг) и др. В реквизите «сумма (грн)» указывайте стоимость полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, которую подтверждают первичные документы (накладные, акты и т.д.). В реквизите «Примечание» проставляйте дату, когда распорядитель бюджетных средств принимает к исполнению бюджетное финансовое обязательство (как правило, это дата резолюции руководителя учреждения «к оплате»).

    Как заполнять основную часть Реестра 2 (Приложение)

    Если товар некачественный, не соответствует договорным условиям, бюджетное финансовое обязательство снимаем. Для его снятия в орган Казначейства подавайте Реестр 2 (суммы в котором со знаком минус), накладную, акт, которые подтверждают, что товар возвращают поставщику по причинам несоответствия договорным условиям, соответствующим решением суда в отношении объемов или качества выполненных работ, оказанных услуг, дополнительным соглашением об изменении условий договора и тому подобное.

    Образцы заполнения основной части Реестра 2 (раздел «Данные бюджетных финансовых обязательств») смотрите ниже.

    Зразок заповнення реєстру бюджетних фінансових зобов’язань

    Скачать образец

    Когда орган Казначейства зарегистрирует обязательства

    Реестр 1, реестр 2, подтверждающие документы к ним, которые получил орган Казначейства, он будет обрабатывать до:

    • 5 операционных дней (оп. дн.) — по капитальным расходам;
    • 3 оп. дн. — по защищенным текущими расходами, которые требуют проведения процедур закупок, и по другим текущим расходам;
    • 1 оп. дн. — по защищенным расходам, которые не требуют проведения процедур закупок.

    Отсчет этого срока начинается с даты, которую отмечает казначей в реквизите «дата принятия» Реестра 1 и Реестра 2. Поэтому следует контролировать, чтобы эту дату проставили сразу (при получении реестров).

    После того, как обработали реестры и подтверждающие документы, орган Казначейства возвращает их учреждению. На каждом подтверждающем документе должна быть отметка «зарегистрировано и взято на учет».

    После того как орган Казначейства зарегистрирует и возьмет на учет бюджетное финансовое обязательство, учреждение может готовить платежные поручения для оплаты взятых обязательств.

    Які зобов’язання обліковують поза балансом

    Реєстрація бюджетних зобов’язань: робочі ситуації
    Фаїна Іскрижицька, експерт Експертус Головбух
    В установи можуть бути визнані, невизнані та потенційні зобов’зання. Як їх обліковувати?


    Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

    Статичний блок для статей

    Останні новини

    Усі новини

    Гарячі запитання

    Усі питання і відповіді