Инвентаризация расчетов в бюджетных учреждениях

RU UA
Стаття-подарунок від журналу «Головбух Бюджет»
Автор
експерт з обліку та оподаткування, кандидат економічних наук, Чернігів
Инвентаризация расчетов в бюджетных учреждениях обеспечивается должностным лицом, осуществляющим руководство учреждением и создающим необходимые условия для ее проведения. За несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, документальное оформление ее результатов аудиторы имеют право наложить штраф

Особенности инвентаризации расчетов в бюджетных учреждениях

Расчеты — это наиболее распространенная хозяйственная операция для любого учреждения. При этом есть расчеты:

  • внешние — с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, без которых хозяйственная жизнь учреждения невозможна;
  • внутренние — с работниками по зарплате и по подотчетным средствам. 

В результате расчетов непременно возникает дебиторская или кредиторская задолженность. Инвентаризация расчетов и задолженности по ним — обязательна.

💥Обов’язкова сертифікація бухгалтерів: кого торкнеться та які наслідки

Можно ли не проводить инвентаризацию расчетов

Нет, инвентаризация расчетов обязательна. Если в учреждении не проводилась инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, это трактуется как нарушение требований об обязательной годовой инвентаризации в период 3-х месяцев до окончания года, содержащихся в п. 10 разд. I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далееПоложение об инвентаризации). 

Кроме того, результаты инвентаризации расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности также являются объектом аудита, проводимого представителями Государственной аудиторской службы Украины.

Аудит инвентаризации расчетов и встречные сверки

Аудиторы могут проводить встречные сверки в тех учреждениях, от которых данное учреждение получало товары (услуги). Такие встречные сверки должны документально и фактически подтвердить (или не подтвердить) вид, объем и качество операций и расчетов (пп. «12» ст. 10 Закона «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.1993 № 2939).

Если по результатам встречных сверок аудиторы установят, что в учете учреждения занижены или завышены суммы дебиторской и кредиторской задолженностей, то это трактуется как нарушение установленных требований по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности о выполнении бюджетов (пп. «33» ч. 1 ст. 116 Бюджетного кодекса Украины, далееБКУ).

Ответственность за выявленные нарушения при инвентаризации расчетов

За нарушение бюджетного законодательства к учреждению применяются меры воздействия, предусмотренные ст. 117 БКУ. За такие нарушения ответственность несет не только бюджетное учреждение, но и должностные лица. Ведь должностные лица, по вине которых допущены нарушения бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность (ч. 1 ст. 121 БКУ).

Инвентаризацию в бюджетных учреждениях обеспечивает должностное лицо, осуществляющее руководство учреждением и создающее необходимые условия для ее проведения (п. 4 разд. I Положения об инвентаризации). Поэтому за несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей аудиторы могут наложить штраф «за несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций» на руководителя учреждения в размере от 136 до 255 грн (ст. 1642 КУоАП).

Кроме того, все лица, работавшие в составе инвентаризационной комиссии, также могут быть привлечены к ответственности за некачественное проведение инвентаризации. На практике за качество инвентаризации отвечает председатель инвентаризационной комиссии, а других ее членов освобождают от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Однако бывает, что к административной ответственности привлекают комиссию в полном составе.

Как проводится инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами

Обязанности инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами в учреждении создается инвентаризационная комиссия, которая обязана (п. 7 разд. III Положения об инвентаризации):

  • сверять данные первичных документов с записями в регистрах учета (мемориальных ордерах);
  • проверить обоснованность сумм, отраженных на соответствующих субсчетах.

Сроки проведения инвентаризации расчетов

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами проводится перед составлением годовой финансовой отчетности — в период последних 3-х месяцев до даты баланса (п. 10 разд. I Положения об инвентаризации).

Руководитель учреждения имеет право определять объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации (п. 4 разд. I Положения об инвентаризации). Таким образом, при наличии большого количества контрагентов и значительного объема хозяйственных операций по решению руководителя учреждения такую инвентаризацию можно проводить чаще. Главное — предусмотреть это в распорядительном документе учреждения об учетной политике.

Предмет и задачи проверки инвентаризации расчетов 

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами требует проверки:

  • соблюдения сроков исковой давности;
  • обоснования сумм, которые учитываются на счетах учета расчетов — с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, расчетов с подотчетными лицами, другими дебиторами и кредиторами;
  • обоснования сумм полученных и выданных векселей, предоставленных или полученных кредитов (займов), если таковые имеются.

Инвентаризационная комиссия соответственно должна установить путем документальной проверки (пп. 7.4 раздел. ІІІ Положения об инвентаризации):

  • правильность расчетов с банками, контролирующими органами, другими учреждениями, а также со структурными подразделениями учреждения, выделенными на отдельные балансы;
  • наличие задолженности подотчетных лиц, а также правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам и кражам. При инвентаризации устанавливаются причины, по которым задерживается рассмотрение материалов по выявленному недостаче и отнесению ее на виновных лиц или списанию в установленном порядке;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, в т. ч. тех, по которым истек срок исковой давности;
  • реальность задолженности перед работниками по оплате труда и другими физическими лицами (непосредственно или через работодателей) по социальным выплатам, а также по безналичным расчетам по этим выплатам.

После того, как инвентаризационная комиссия проведет инвентаризацию расчетов, на соответствующих субсчетах учета должны оставаться только согласованные суммы, то есть суммы, имеющие документальное подтверждение.

К сведению: депонентская задолженность — возникает при выплатах зарплаты наличными, когда работник не явился для получения зарплаты и наличные сдаются обратно в казначейство/банк — для депонирования на спецсчет (отсюда и название). При выплатах зарплаты на карты такая задолженность никогда не возникает.

Сверка документов и записи при инвентаризации расчетов

При проведении инвентаризации расчетов:

  • кредиторы (учреждения, предприятия, ФЛП) — должны передать выписки из аналитических счетов об их задолженности. Такие выписки для инвентаризационной комиссии являются доказательством реальности задолженности (пп. 7.2 разд. III Положения об инвентаризации);
  • дебиторы (учреждения, предприятия, ФЛП) — должны подтвердить задолженность или заявить свои возражения.

Если учреждение-дебитор не подтверждает задолженности, стороны должны обосновать и урегулировать выявленные расхождения на основании имеющихся первичных документов, а учетные данные привести в соответствие со своими реальными обязательствами. В случае, если до конца отчетного периода разногласия не устранены или не выяснены, то расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в суммах, вытекающих из ее записей в бухгалтерском учете и которые считаются соответствующей стороной правильными (абз. 2 пп. 7.2 разд. III Положения об инвентаризации). 

На практике, чтобы подтвердить реальную задолженность сумм, отраженных на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, учреждения используют акт сверки взаиморасчетов. 

Однако официально утвержденная форма такого документа ( акта), служащего для сверки данных аналитических счетов по взаимной задолженности, на сегодняшний день отсутствует. Поэтому учреждение, соответственно, может разработать ее самостоятельно и опять же утвердить распорядительным документом об учетной политике (абз. 1 и абз. 2 ч. 5 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996 (далееЗакон о бухучете).

Економія фонду оплати праці: як діяти

Итак, при разработке акта сверки взаиморасчетов следует включить в него все обязательные реквизиты для первичных документов, которые определены:

Среди таких обязательных реквизитов:

  • название учреждения;
  • название документа, например «Акт сверки взаиморасчетов»;
  • дата составления;
  • содержание и объем хозяйственной операции, то есть суммы задолженности по сверке;
  • единица измерения — в данном случае гривна с копейками;
  • данные, позволяющие идентифицировать операцию. В данном случае это названия субъектов, между которыми происходит сверка данных;
  • должности, фамилии лиц, подписавших документ (с обеих сторон);
  • личные подписи соответствующих лиц, участвовавших в сверке (с обеих сторон). 

При самостоятельном составлении акта сверки взаиморасчетов за основу можно взять старую форму из Приложения 1 к приказу Минэкономики, Минфина, Госкомстата «Об инвентаризации задолженности по состоянию на 1 ноября 1998 года» от 10.11.1998 № 148/234/383. Она вполне адекватна и на сегодняшний день. Актом сверки взаимных расчетов удостоверяют дату и номер первичных документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), их стоимость и суммы оплаты с указанием реквизитов платежных документов, а также сальдо на начало и на конец периода сверки.

Документирование результатов инвентаризации расчетов

Для отражения результатов инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами используются формы, утвержденные приказом Минфина «Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации» от 17.06.2015 № 572, а именно:

Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами

Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами — бланк

СКАЧАТИ⤴️

Акт инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию

Акт инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию

СКАЧАТИ⤴️

Акт инвентаризации расчетов по возмещению материального ущерба

Акт инвентаризации расчетов по возмещению материального ущерба

СКАЧАТИ⤴️

Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами — образец

Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами на основании полученных от контрагентов документов, подтверждающих реальность задолженности. Пример заполнения такого документа приведен ниже.

Пример заполнения акта инвентаризации расчетов

Пример заполнения акта инвентаризации расчетов

СКАЧАТИ⤴️



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді