Рентная плата за специальное использование воды

RU UA
Рентная плата за специальное использование воды – сколько составляет, кто платит и как декларируется этот налог, когда существует двойная рента – в консультации.

Плательщики рентной платы за воду 2021

Рентную плату за специальное использование воды платят только так называемые первичные водопользователи (п. 255.1 НКУ). А есть еще вторичные, которые этот налог не платят. По бюджетным учреждениям никаких исключений нет – действуют общие правила. Исключение – органы местного самоуправления (ОМС), государственные органы власти, так как они не являются субъектами хозяйствования. Например, поселковый или городской совет. Итак, выясним кто же из водопользователей первичный.

Первичные водопользователисубъекты хозяйствования, которые осуществляют забор воды из искусственных, природных водоемов или подземных вод, используя ее затем для:

  • собственных нужд;
  • передачи вторичным водопользователям.

Однако есть одно условие – водопользование считается специальным, если составляет ≥ 5 куб. метров воды в сутки. Если до 5 куб метров – водопользование нельзя считать специальным и водная рента не уплачивается (ч. 14 ст. 48 Водного кодекса Украины, ВКУ). Исключение – использование воды в составе производства напитков и фасованной питьевой воды. Тогда пользования воды становится специальным независимо от объемов.

Вторичные водопользователи – это учреждения, предприятия, организации, которые по договору получают воду от первичных водопользователей. С 2018 года вторичные водопользователи уже не могут быть плательщиками ренты за спецводопользование.

Среди бюджетников такими водопользователями могут быть, например учебные заведения, санаторно-курортные учреждения, коммунальные учреждения (предприятия) и т.п., которые на балансе имеют водонапорные башни или иное оборудование, которым пользуются для забора воды. Однако забор морской воды (кроме воды из лиманов) налогом не облагается (пп. 255.4.9 НКУ).

Обратите также внимание, что несмотря на то, что ОМС и государственные органы сами по себе неплательщики ренты, но плательщиками могут быть те предприятия (учреждения), учредителями которых они являются. Например, коммунальное предприятие местного совета, если оно первичный пользователь.

Таким образом, объект налогообложения – вода, которую использовали именно первичные водопользователи при водозаборе. Также первичный водопользователь от вторичного отличается тем, что имеет разрешение на спецводопользование, которое предусматривает закрепление за ним водного объекта с целью осуществления производственной и иной деятельности в целях получения экономической выгоды (абз. 3 ст. 38 Закона "Об охране окружающей природной среды" от 25.06.1991 г. № 1264). Эти разрешения выдает Госводагенство через свои территориальные органы.

Рентная плата за специальное использование воды – когда ренты становится две

Добавим, что если водозабор осуществляется из скважины и в объемах более 300 куб. метров в сутки, то есть еще одна рента – рентная плата за использование недр. Дело в том, что вода – это полезное ископаемое (п. 252.20 НКУ, ч. 1 ст. 23 Кодекса о недрах).

На сегодня уплата ренты за пользование недрами не зависит от способа добычи и глубины такой добычи. Сейчас это может быть как скважина, так и колодец. Дело в том, что с 23.05.2020 г. пп. 252.4.1 НКУ убрали ограничения на глубину общей разработки недр (было для пресных подземных вод до 20 м). Есть соответствующее разъяснение от Офиса крупных налогоплательщиков ГНС.

Добываете подземную воду более 300 куб. м/сутки – платите две ренты (за пользование недрами + за спецводопользование). Даже если всю воду потребляете сами.

Также не влияет на уплату ренты за использование недрами тип воды (пресная или минеральная) и направление ее использования (собственные хозяйственные нужды или потребности населения). Исключение по этой ренте есть только одно – добыча воды землепользователями для собственных нужд домохозяйств. Бюджетных учреждений, очевидно, это исключение не касается.

Рентная плата за специальное использование воды – кто не платит

Во-первых, это уже упомянутая ситуация водозабора до 5 метров куб. воды в сутки (ч. 14 ст. 48 Водного кодекса Украины).

Также рентная плата за специальное использование воды не начисляется независимо от объемов добычи, если вода потребляется только для собственных нужд (п. 255.2 НКУ):

  • питья работников учреждения или его посетителей;
  • поддержания гигиены работников – вода в умывальниках, туалете, душевой, ванной комнате;
  • содержание помещений в надлежащем санитарно-гигиеничном состоянии, например, влажная уборка помещений учреждения и тому подобное.

Кроме того, рентная плата за специальное использование воды не уплачивается при добыче воды (п. 255.4 НКУ и ст. 48 ВКУ):

  • для противопожарных нужд;
  • для внешнего благоустройства городов (например, фонтаны);
  • для пылеподавления в шахтах и ​​карьерах;
  • забираемой научно-исследовательскими учреждениями для проведения научных исследований в области рисосеяния и для производства элитных семян риса;
  • в экологических целях;
  • для перекачки водопользователям в маловодные регионы;
  • для устранения подтопления;
  • для прокладки трубопроводов и кабелей;
  • для выкачивания воды при проведении буровых, геологоразведовательных работ;
  • в других случаях ст. 48 ВКУ.

Однако все эти исключения перестают действовать, если вода передается вторичным пользователям. В таком случае учреждение становится плательщиком ренты.

☛ Если вода водозабора не имеет и вода только покупается у первичных водопользователей, то рента не уплачивается. Даже если такая вода используется в производстве

Рента воды и аренда помещений

За разъяснением налоговиков, в случае аренды помещений у арендодателя, который имеет разрешение на спецводопользование, арендатор тоже может стать при определенных условиях плательщиком рентной платы за воду. Для наглядности покажем выводы налоговиков в виде таблицы:

Есть ли разрешение на спецводопользование;
направление использования воды

Кто платит
рентную плату

Арендодатель

Арендатор

есть; вода только для собственных нужд

нет; вода только для собственных нужд

арендодатель

есть

нет; вода как для собственных, так и для производственных нужд

есть

есть; вода как для собственных, так и для производственных нужд

арендатор

Как видим, арендатор может быть плательщиком ренты, только если имеет разрешение на спецводопользование. В целом такой подход не противоречит нормам НКУ, так как имея такое разрешение арендатор сам по себе становится первичным пользователем. Даже если арендодатель или арендатор будут бюджетниками, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, то это никак не меняет ситуацию (255.11.12 НКУ). Итак, если арендатор имеет специальное разрешение, имеет водозаборные сооружения, осуществляет водозабор, то платит ренту за спецводопользование (ч. 3 ст. 42 ВКУ). Однако в такой ситуации лучше урегулировать вопрос еще и в договоре аренды – для устранения возможных хозяйственных споров.

ПДВ з оренди нерухомого держмайна: два акценти від Мінфіну

Рентная плата за специальное использование воды – ставки 2021

В г. Киев плата за пользование подземными водами (рента за спецводопользование) составляет 86,90 грн за 100 куб. метров, а рентная плата за водозабор из Днепра к северу от Киева (с Припяти и Десны) – 58,17 грн за 100 м3.

Что касается других ставок ренты за спецводопользование, то они таковы:

  • за поверхностные воды (пп. 255.5.2 НКУ) – от 23,32 грн до 139,66 грн за 100 куб. м (в зависимости от реки);
  • за подземные воды (пп. 255.5.2 НКУ) – от 62,9 грн до 145,2 грн за 100 куб. м в зависимости от области (города);
  • за воду для нужд гидроэнергетики (пп. 255.5.3 НКУ) – от 11,31 грн за 10 тыс. куб. м воды, пропущенной через турбины гидроэлектростанций;
  • за воду для нужд водного транспорта из всех рек, кроме Дуная (пп. 255.5.4 НК) – 0,1938 грн за 1 тоннаж-сутки эксплуатации (грузовой флот) и 0,0215 грн за 1 место-сутки (пассажирский флот);
  • за воду для нужд рыбоводства (пп. 255.5.5 НК) – 59,36 грн за 10 тыс. м (поверхностная вода) и 71,36 грн за 10 тыс. куб. м (подземная вода);
  • за воду, входящую исключительно в состав напитков (пп. 255.5.6 НК) – 55,21 грн за 1 куб. м (поверхностная вода) и 64,39 грн за 1 куб. м (подземная вода);
  • за шахтную, карьерную и дренажную воду (пп. 255.5.7 НК) – 12,79 грн за 100 куб. м воды.

Рентную плату за спецводопользование вычисляют по завершению отчетного квартала. Основой для расчета ренты является:

  • объем воды, который потребили учреждение и арендатор (если последний не заключил с первичным водопользователем договор на водоснабжение);
  • лимит потребления воды, определенный в разрешении на специспользование воды;
  • ставка налога, размер которой зависит от вида потребленной воды и целей потребления;
  • корректирующие коэффициенты, например увеличивающие коэффициенты за отсутствие счетчиков и сверхлимитное выкачивания воды.

То есть имеем следующую формулу расчета:

Рентная плата за специальное использование воды = Объем добычи воды х Ставка ренты х Корректирующий коэффициент

В расчете обратите внимание, что ставка ренты может быть как за 1 куб. метр (вода в напитках), так и за 100 куб. метров (водозабор подземных вод, из рек, озер), так и за 10 тыс. куб метров (гидроэнергетика, рыбоводство). Из-за этого объем добычи воды и ставку ренты следует привести к одинаковым единицам измерения, например, поделить объем добычи воды в куб. метрах на 100 или 10000 (см. примеры).

Корректирующий коэффициент "1" используется, если вода поставляется юрлицам и ФЛП, в том чистые теплоснабжающим организациям, ОСМД, ЖСК и т.п., независимо от направлений ее использования (поставки) последними. Однако могут быть и другие коэффициенты – понижающие и повышающие.

Понижающие корректирующие коэффициенты рентной платы за специальное использование воды

Из письма ДФС от 08.02.2019 г. № 461/6/99-99-12-02-03-15/ИПК снизить сумму ренты могут следующие коэффициенты:

  • "0" – для объемов воды, поставляемых населению для удовлетворения его питьевых и санитарно-гигиенических нужд. То есть при использовании данного коэффициента рента становится нулевая, но декларацию подаем все равно. Это соответствует п. 255.4 НКУ;
  • "0,3" – для объемов воды, используемой для собственных технологических нужд, включая потери и расходы для обеспечения осуществления хозяйственной деятельности по выработке, созданию и/или предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

Повышающие корректирующие коэффициенты рентной платы за специальное использование воды

Повышающие корректирующие коэффициенты используются следующие:

  • "2" – за отсутствие счетчиков. Применяется, если счетчиков учета воды нет, но их можно было установить. То есть если нет веских причин, препятствующих установлению счетчиков. При этом невозможность установления счетчика должно подтвердить Министерство развития общин и территорий Украины (разъяснение 521.06 ОИР).
  • "5" – за сверхлимитный объем воды, который использовало учреждение. Коэффициент используется лишь к объемам добычи сверх лимита;
  • "5" – за водозабор без разрешения на спецводопользование. В случае такой ситуации коэффициент применяется ко всему объему водозабора.

☛ За сверхлимитное использование воды оплатите в 5 раз больше

Когда водозабор смешанный

При оплате данной ренты может возникнуть и сложная ситуация: несколько источников водозабора, по которым разные ставки рентной платы. Или различные корректирующие коэффициенты. ГНС в таком случае требует учитывать объемы воды в соотношении, в котором формируется такой смешанный водозабор.

Декларация по рентной плате за воду и уплата ренты

Рентную плату за специальное использование воды вычисляет первичный водопользователь на весь объем воды, который он использовал. Им подается Налоговая декларация по рентной платы, форма которой утверждена приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 719 (в редакции приказа Минфина от 21.08.2018 г. № 707), а также приложения к ней, в частности Приложение 5 «Расчет по рентной плате за специальное использование воды». Однако, если еще есть вторая рента за недра – за пользование недрами – не забываем также и о Приложение 1 "Расчет по рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых".

☛ Водозабор до 5 куб. метров/сутки – ренты нет, от 5 по 300 куб. метров/сутки одна рента, более 300 куб. метров сутки – две ренты

Налоговый (отчетный) период подачи декларации – календарный квартал. Информация подается нарастающим итогом и за отчетный квартал. Декларация представляется не позднее 40 к. дней после последнего дня ​​отчетного квартала. Оплатить нужно не позднее 10 к. дня за предельным днем ​​представления декларации.

Рентная плата за специальное использование воды - сроки уплаты и отчетности

отчетный период

сроки

квартал

год

последний день отчетности

последний день уплаты*

ІV

2020

10.02.2021

19.02.2021

І

2021

10.05.2021

20.05.2021

ІІ

10.08.2021

20.08.2021

ІІІ

10.11.2021

19.11.2021

ІV

10.02.2022

18.02.2022

* Если последний день оплаты приходится на выходной, то переносим его на последний перед выходным рабочий день.

При первой отчетности вместе с декларацией учреждению необходимо предоставить следующие документы:

  • копию договора на водоснабжение;
  • копию разрешения на спецводопользование;
  • статистический отчет формы № 2ТП-водхоз «Отчет об использовании воды» (годовая) (пп. 255.11.19 НКУ). Этот отчет следует подавать только с годовой декларацией. Он подается в бумажной форме. Отчет утвержден приказом Минэкологии от 16.03.2015 г. № 78 (далее – Приказ № 78). Среди случаев его обязательной подачи – водозабор более 5 куб. метров в сутки (п. 1.5 Приказа №78). Если отчет № 2ТП-водхоз не подается в Управление водных ресурсов, то в ГНС его также подавать не надо (разъяснения 121.05 ОИР).

Декларация подается по месту размещения водного объекта (письмо ДФС от 30.01.2017 № 2069/7/99-99-12-03-04-14).

Обратите внимание, что при наличии нулевого объекта налогообложения декларация все равно подается, при условии наличия разрешения на спецводопользование и в следующих случаях:

  • вода использовалась только для санитарно-гигиенических целей, то есть ситуация когда применяется понижающий коэффициент "0" (разъяснения ГНС 121.05 ОИР). В стр. 10.2 Приложения 5 отмечаем коэффициент "0";
  • добычи воды (водозабора) вообще не было.

☛ Если учреждение освобождено от уплаты ренты или не осуществляло водозабор, но имеет разрешение на спецводопользование, то подаем "нулевую" декларацию

В случае неподачи даже «нулевой» декларации – штраф 340 грн за каждое такое непредоставление/несвоевременное предоставление (п. 120.1 НКУ). Повторно – штраф 1020 грн.

Пример расчета ренты за спецводопользование

На балансе учебного заведения – водонапорная башня, забор воды к которой осуществляется из артезианской скважины. Учреждение использует воду только для собственных нужд (питье, поддержание гигиены работников и воспитанников, влажной уборки и т.д.). За отчетный квартал использовано 3120 куб. метров воды, исчисленных по технологическим картам или расчетам. Счетчики для учета воды заведение образования не установило. Годовой лимит по разрешению на спецводопользование – 14 тыс. куб. метров воды.

Учебное заведение применяет ставки платы за воду (г. Киев) – 86,90 грн за 100 куб. метров воды (пп. 255.5.2 НК). Поскольку счетчика нет, эту ставку следует увеличить на коэффициент 2.

Вычислим сумму рентной платы:

(3120 куб. метров/100 куб. метров) × 86,90 грн × 2 = 5422,56 грн

Объем добычи поделили на 100, так как ставка ренты в данном случае установлена ​​за 100 куб. метров.

Однако, если бы учебное заведение установило счетчик учета воды, плата за воду за отчетный квартал была бы вдвое меньше и составляла всего:

(3120 куб. метров/100 куб. метров) × 86,90 грн = 2711,28 грн

Пример расчета ренты, если помещение учреждения арендует ФЛП

Учреждение имеет разрешение за спецводопользование и источник водозабора – артезианскую скважину. Однако оно им не пользовалось, а передало часть здания и саму скважину в аренду ФЛП, который разместил там кафе. ЧП разрешения на спецводопользование не имеет, поэтому не может подавать декларацию и платить ренту.

За квартал по данным счетчиками было использовано 39 куб. метров воды.

Даже если до сдачи здания и скважины в аренду учреждение имело нулевой объект налогообложения и не платило ренту (использовало воду только для собственных бытовых нужд), то в данной ситуации оно становится плательщиком. Причина – СПД пользуется водой для приготовления напитков (кофе/чай и т.д.). Итак, применяем ставку рентной платы за спецводопользование 64,39 грн/куб. метр (см. пп. 255.5.6 НКУ).

Вычисляем сумму рентной платы за специальное использование воды:

39 куб. метров × 64,39 грн = 2511,21 грн.

Обратите внимание, что объем добычи в данном случае берем в куб. метрах, так как ставка ренты тоже для напитков установлена ​​за 1 куб. метр.

Данную ренту декларирует и платит именно учреждение-арендодатель, а не ФЛП.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді