Приказ о проведении инвентаризации: образец от эксперта
Главный бухгалтерский закон — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV — выносит безапелляционный вердикт: учреждения обязаны проводить инвентаризацию.
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления ее результатов определяет Положение, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879, (далее — Положение № 879), которое требует проводить сплошную инвентаризацию. Перед началом руководитель должен издать приказ о проведении инвентаризации и определить:
- количество комиссий по инвентаризации,
- их состав,
- объекты,
- периодичность и сроки проведения инвентаризации.
Что нужно учесть при составлении приказа об инвентаризации
Во время инвентаризации нужно проверить все виды обязательств и все активы учреждения независимо от их местонахождения. Не исключение — предметы, которые учреждение передало в прокат, аренду или которые находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния.
Также инвентаризируйте активы и обязательства, которые учитываете на внебалансовых счетах, в частности ценности, не принадлежащие учреждению, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении:
- объекты оперативной (операционной) аренды основных средств;
- материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже;
- условные активы и обязательства учреждения (залоги, гарантии, обязательства и т. п.);
- бланки документов строгой отчетности;
- прочие активы.
5 відповідей на запитання щодо інвентаризації в бюджетних установах
Положение № 879 предусматривает, когда полную инвентаризацию определенных активов можно проводить не ежегодно или не в полном объеме, а именно:
- земельные участки, здания, сооружения и другие недвижимые объекты можно инвентаризировать один раз в три года;
- инструменты, приборы, инвентарь (мебель) — ежегодно в объеме не менее 30% от всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет;
- библиотечные фонды от 100 до 500 тыс. единиц — в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20%, а свыше 500 тыс. единиц — в течение десяти лет с охватом ежегодно не менее 10% единиц. Однако инвентаризацию книжных «памяток» проводите ежегодно.
Поэтому в приказе нужно обязательно указывать, какие объекты учета проверять. Например, если руководитель в этом году не планирует проверять наличие и состояние земельных участков, то в приказе нужно указать:
«Провести инвентаризацию необоротных активов, кроме земельных участков».
Также именно руководитель определяет, какой объем инструментов, приборов, инвентаря (мебели) инвентаризировать, в частности 30%, 40% или 50%.
Как оформить приказ о проведении инвентаризации
Требования стандарта ДСТУ 4163:2020, который действует с 01.09.2021, распространяются на организационно-распорядительные документы независимо от носителя информации, которые государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения создают в результате деятельности. Поэтому, когда готовите проект приказа об инвентаризации, учтите требования инструкции по делопроизводству, принятой в вашем учреждении. Инструкции по делопроизводству госорганов разработаны в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной постановлением КМУ от 17.01.2018 № 55 (далее — Инструкция № 55).
Органам местного самоуправления также рекомендуется привести собственные инструкции по делопроизводству в соответствие с постановлением, утверждающим эту инструкцию.
Основные требования к оформлению приказов
- Приказ оформляйте на бланке приказа. Требования к бланкам также предусмотрены Инструкцией № 55.
- В заголовке приказа кратко изложите его содержание.
- Текст приказа об инвентаризации должен состоять из преамбулы и распорядительной части. Ведь именно такие требования устанавливает Инструкция № 55 к приказам по вопросам основной деятельности учреждения и административно-хозяйственным вопросам.
- В преамбуле укажите основание, обоснование или цель издания приказа. Эту часть приказа начинайте со слов « К исполнению», «С целью» и т. п. Если документ издаете на основании другого распорядительного документа, в констатирующей части (преамбуле) укажите ссылку на соответствующий нормативный документ.
- Распорядительную часть приказа начинайте со слова «приказываю», которое печатается жирным шрифтом, после которого ставится двоеточие.
- Обязательно разделяйте распорядительную часть на пункты и подпункты, которые нумеруйте арабскими цифрами. В каждом пункте укажите конкретное задание (поручение) со сроком его выполнения и структурные подразделения — его исполнители.
Приказ о проведении инвентаризации печатается на бланке учреждения.
Приказ о проведении инвентаризации — образец от эксперта
Образец приказа о проведении инвентаризации в бюджетном учреждении упростит вашу работу. С ним не нужно думать, все ли правильно прописали и всех ли лиц, задействованных в инвентаризации активов и обязательств, упомянули.

