- Договор перевозки - что это
- Бухгалтерский и налоговый учет договора перевозки автомобильным транспортом
- Когда нужна лицензия на перевозку
- Разновидности договоров перевозки
- Договор перевозки против договора экспедирования
- Условия договора перевозки груза
- Права и обязанности сторон в договорах перевозки груза
- Пример договора перевозки груза
- Документы, связанные с перевозкой
- Потеря груза перевозчиком
- Ответственность перевозчика по договору перевозки
- Штрафы и пеня за нарушение договора перевозки
- Претензии и иски против перевозчика
Договор перевозки - что это
Общего определения договора перевозки нет. Существуют два подвида договоров перевозки в зависимости от объекта перевозки:
- договоры перевозки груза (ст. 909 ГК, ст. 307 ГК);
- договоры перевозки пассажира и багажа (ст. 910 ГК).
Всеукраїнська професійна сертифікація бухгалтерів — 2020
Все эти договоры осуществляются за определенную плату (ч. 1 ст. 909 ГК, ч. 1 ст. 910 ГК). Общее и отличное в этих договорах:
Разновидность договора перевозки | Предмет договора | Стороны договора | Документы, подтверждающие заключение договора | Форма договора |
перевозка груза |
| перевозчик, отправитель, получатель | Товарно-транспортная накладная, коносамент (ч. 3 ст. 909 ГК) | письменное |
перевозки пассажира и багажа |
| перевозчик и пассажир | Билет, багажная квитанция (ч. 2 ст. 910 ГК) | письменная, устная (публичный договор*) |
* Договор перевозки пассажиров, как правило, заключается в устной форме и является разновидностью публичных договоров (ч. 1 ст. 633 ГК). Считается, что с условиями договора пассажир знакомится с информационных табло, билетных касс, интернет-страниц перевозчика и тому подобное. Оплатой билета он выражает свое присоединение к публичному договору. За публичными договорами перевозчик не имеет права отказать в перевозке при наличии у него мест (ч. 1 ст. 633 ГК). |
Кроме кодексов при заключении договоров перевозки следует учитывать и положения Закона «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344 (далее - Закон об автотранспорте), а при международных перевозках - Конвенцию о договоре международных автомобильных перевозках грузов.
Бухгалтерский и налоговый учет договора перевозки автомобильным транспортом
Учет у заказчика. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения при заказе услуг по перевозке ТМЦ следует руководствоваться требованиями п. 7 раздела II НП (С) БУГС 123 «Запасы» и п. 5 раздела II НП (С) БУГС 121. За ними расходы на доставку (транспортно-заготовительные расходы, далее - ТЗР) включаются в первоначальную стоимость ТМЦ.
При этом возможными являются 2 подхода по учету таких ТЗР:
- прямой метод - это прямое включение ТЗР в состав стоимости привезенных запасов или основных средств. При этом ни НП (С) БУГС, ни существующие к ним методрекомендации не определяют, как осуществить распределение ТЗР между доставленными объектами ТМЦ. Это можно сделать, как пропорционально их стоимости, так и пропорционально количеству, объему, весу. Любую из этих баз распределения можно считать правильной;
- метод среднего процента (средней части) - это накопление ТЗР на специальном счете с последующим списанием в конце периода на основе среднего процента (доли) ТЗР. Данный метод применяется только в учете запасов (п. 8 раздела II Методрекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, приказ Минфина от 23.01.2015 г. № 11, далее - Методрекомендации № 11).
Метод среднего процента Методрекомендации № 11 советуют для учета ТЗР, связанных с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов. Такой метод удобен, если учреждение осуществляет большое количество поставок за период (месяц, квартал), ведь уменьшает учетную работу - не нужно каждый раз распределять ТЗР, как при прямом методе учета.
Стандартный План счетов для государственного сектора не содержит отдельных счетов для учета ТЗР, поэтому их можно определить самостоятельно, например:
- 1510 «ТЗР по доставке производственных запасов» - для учета ТЗР по доставке по всем запасам групп 1511-1518;
- 1511.0 «ТЗР по доставке продуктов питания» - для учета ТЗР только по продуктам питания.
При списании ТЗР в конце периода применяется формула:
ТЗР к списанию = (остаток ТЗР в начале + ТЗР за период) × запасы, выбывшие / (остаток запасов в начале + запасы, выбывшие) |
В бюджетных учреждениях, которые являются плательщиками НДС, учет ТЗР осуществляется без НДС, а сумма налогового кредита по НДС определяется по общему правилу первого события (п. 198.1 НКУ) при условии регистрации перевозчиком налоговой накладной (п. 198.6 НК).
☑ Як скласти та що передбачити ☑ Як захиститися від недобросовісних контрагентів ☑ Коли можна розірвати договір в односторонньому порядку ☑ Чи відповідає бюджетна установа за порушення термінів оплати по договору. Судова практика ☑ Як ревізори перевіряють господарські договори
Пример учета ТЗР у заказчика-бюджетника и бухгалтерские проводки в таблице ниже:
Содержание хозяйственной операции | Проводки | Сумма, грн | |
Дт | кт | ||
Выходные данные: остаток продуктов питания на начало на счету 1511.1 - 15000 грн (без НДС). Остаток ТЗР на счете 1511.0 - 580 грн. | |||
Предоплата за продукты питания | 2113 | 2313 | 6000 |
Показано право на налоговый кредит в регистрации налоговой накладной | 6311.2 | 2113 | 1000 |
Продавец продуктов питания зарегистрировал налоговую накладную | 6311.1 | 6311.2 | 1000 |
Оприходованы продукты питания | 1511.1 | 6211 | 5000 |
Отражено ТЗР на доставку продуктов питания ( акт приема-передачи услуг + товарно-транспортная накладная *) | 1511.0 | 6211 | 250 |
Взаимозачет задолженностей | 6211 | 2113 | 5000 |
Оплата доставки | 6211 | 2313 | 250 |
За период (месяц) выбыли в столовую продукты питания | 8013 | 1511.1 | 12000 |
Списаны ТЗР за теми продуктами питания, которые выбыли. Доля ТЗР = (580 + 250) / (15000 + 5000) = 0,0415. ТЗР к списанию = 12000 × 0,0415 = 498. Составляем бухгалтерскую справку | 8013 | 1511.0 | 498 |
* Наличие товарно-транспортной накладной (ТТН) - обязательное условие признания налогового кредита по НДС. Налоговики не признают договоры перевозки без ТТН. |
Учет у перевозчика-бюджетника. Бухгалтерский учет стандартный, как и для любого дохода по оказанию услуг.
Налоговые обязательства по НДС начисляются по правилу первого события (п. 187.1 НКУ). Это дата получения аванса или дата подписания акта приема-передачи оказанных услуг.
Расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) признаются на основании существующих норм и путевого листа. Иначе - не будет налогового кредита по ГСМ.
Пример учета перевозок у перевозчика-бюджетника и бухгалтерские проводки в таблице ниже:
Содержание хозяйственной операции | Проводки | Сумма, грн | |
Дт | Кт | ||
Предоставлены услуги по перевозке | 2111 | 7111 | 240 |
Начислено налоговое обязательство по НДС | 7111 | 6311.3 | 40 |
В конце отчетного периода закрыто счет учета доходов | 7111 | 5511 | 200 |
Списано топлива на основании путевого листа в пределах норм | 8013 | 1514 | 35 |
Когда нужна лицензия на перевозку
Лицензия на осуществление перевозок требуется для:
- перевозки опасных грузов и опасных отходов. Опасность определяется по соответствующим ГОСТ;
- перевозки пассажиров.
Такие требования содержат п. 24 ч. 1 ст. 7 Закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222, а также ст. 9 Закона об автотранспорте.
Разновидности договоров перевозки
Кроме разновидностей договоров перевозки в зависимости от объекта (груз, пассажир, багаж), также существуют виды договоров перевозки по другим критериям:
- разовые и долгосрочные договоры. Разовый - заключается на одну перевозку. Долгосрочный договор - заключается на осуществление систематических перевозок (ст. 914 ГК);
- специальный договор - это долгосрочный договор на воздушном транспорте (ч. 4 ст. 307 ГК);
- годовой договор - это долгосрочный договор на автомобильном транспорте (ч. 4 ст. 307 ГК);
- навигационный - это долгосрочный договор на речном транспорте (ч. 4 ст. 307 ГК).
В рамках данной консультации сосредоточим внимание на договорах перевозки груза.
Договор перевозки против договора экспедирования
Обратите внимание, что иногда путают договоры перевозки с договорами экспедирования и подают судебные иски против экспедиторов, хотя их надо адресовать перевозчикам. Суды в таких ситуациях отказывают в принятии дела, например, постановление ВХС от 11.06.2013 г. По делу № 48 / 644-31 / 269-16-263-2012.
Однако, это совершенно разные договоры. Так, по договору экспедирования осуществляется организация перевозки, а не сама перевозка (ст. 316 ГК, ч. 1 ст. 929 ГК). Также могут быть еще другие сопутствующие услуги.
Существенные условия договора перевозки груза
Условия таких договоров определены в ст. 50 Закона об автотранспорте. Среди них:
- наименование сторон;
- местонахождение сторон;
- название груза и его количество;
- упаковка груза;
- место и время погрузки / разгрузки;
- стоимость услуги по перевозке. Договоры перевозки платы. Цену услуги стороны определяют сами и устанавливают в договоре. Как правило она устанавливается за 1 км пробега или стоимости 1 тонны груза.
Также в договоре могут прописываться и другие условия, которые стороны считают важными. Плательщиком по договору может быть, как грузоотправитель, так и грузополучатель, а может быть и третья сторона.
В долгосрочных договорах, как правило, не указываются:
- количество груза;
- место погрузки / разгрузки.
Такая информация приводится в заявках на перевозку.
Ми стараємося допомогти усім бухгалтерам у цей нестабільний час, тому надаємо знижку до 40% на передплату журналу. "Головбух: Бюджет" — це ваш друг та порадник у вирішенні робочих питань.
Права и обязанности сторон в договорах перевозки груза
Права и обязанности сторон договора перевозки груза определенные:
Права и обязанности сторон * | Отправитель (заказчик) | Получатель | Перевозчик |
Обязанности | |||
оплатить перевозку груза | + |
|
|
своевременно и в полном объеме оформить документы. Если есть специальные документы о качестве товара (сертификаты) - передать их перевозчику | + |
|
|
своевременно предоставить груз для перевозки в соответствующей таре (упаковке) и с маркировкой | + |
|
|
обеспечить подъезд к грузовым пунктам | + |
|
|
нагружать, закреплять, укрывать, увязывать, пломбировать груз, снимать крепления и покрытия, очищать транспортное средство от остатков груза | + |
|
|
обеспечить охрану труда и технику безопасности при погрузке | + |
|
|
разгрузить, если иное не предусмотрено договором |
| + |
|
если доставлен запоздалый груз, который считался утраченным и по которому перевозчик уже заплатил компенсацию, - принять груз и вернуть перевозчику сумму компенсации |
| + |
|
предоставить транспортные средства в определенный срок |
|
| + |
обеспечить выполнение условий договора и доставить груз в срок, установленный договором |
|
| + |
обеспечить сохранность груза с момента принятия до его передачи в пункте назначения |
|
| + |
обеспечить условия труда и отдыха нанятым работникам |
|
| + |
выдать документ о принятии груза |
|
| + |
уведомить получателя о прибытии |
|
| + |
принять груз, прибывший по адресу |
|
| + |
Права | |||
отказаться от транспортного средства, если он не подходит для перевозки такого груза | + |
|
|
отказаться от принятия поврежденного или испорченного груза, если уже невозможно полное/частичное использование его по первоначальному назначению |
| + |
|
отказаться от перевозки груза, который подан в несоответствующей таре (упаковке) и при отсутствии маркировки |
|
| + |
оставить груз у себя на хранение за счет грузоотправителя **, если получатель не востребовал груз или отказался его принять |
|
| + |
придержать груз, если плательщик не может оплатить доставку, если иное не определено договором (ч. 4 ст. 916 ГК) |
|
| + |
* Составлен на основе норм последующего законодательства:
** если груз остается не полученным в течение месяца после уведомления перевозчиком получателя, то он считается невостребованным и должен быть продан в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 310 ГК). |
Пример договора перевозки груза
За основу можно брать типовую форму договора с приложений 1 и 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, приказ Минтранспорта от 14.10.1997 г. № 363. Там есть формы договоров для городских/междугородных перевозок и разовых перевозок.
Однако, данные формы не являются обязательными к применению и можно использовать собственное разработанную. Например, такую:
Документы, связанные с перевозкой
Обязательным документом является товарно-транспортная накладная, что вытекает из требований ч. 5 ст. 308 ГК об обязанности перевозчика выдать грузоотправителю документ о принятии груза, ч. 3 ст. 909 о подтверждении договора перевозки составлением транспортной накладной (коносамента), а также требований ст. 48 Закона об автотранспорте о наличии у водителя транспортного средства товарно-транспортной накладной в перечне обязательных документов, на основании которых осуществляются грузовые перевозки.
Внимание: Договор перевозки действителен только при наличии составленной товарно-транспортной накладной
Транспортная работа может подтверждаться путевым листом.
Расчет делается на основе выставленного перевозчиком плательщику счета-фактуры. Также после осуществления перевозки может подписываться и акт приема-передачи выполненных работ.
Внимание: одного только счета-фактуры даже в условиях заключенного договора перевозки недостаточно. Все равно нужна товарно-транспортная накладная
Потеря груза перевозчиком
В случае, если груз не доставлен в течение 30 дней с момента окончания последнего срока доставки, он считается потерянным (ч. 2 ст. 919 ГК). Сократить данный срок нельзя, но продолжить в договоре - да. Перевозчик в таком случае должен компенсировать стоимость груза получателю.
Ответственность перевозчика по договору перевозки
Ответственность перевозчика определена в ст. 921, 923, 924 ГК, а также ч. 3 ст. 314 ГК. Она следующая:
Вид нарушения | Ответственность перевозчика * |
потеря, порча, повреждение груза | возмещается фактический ущерб. Он определяется следующим образом:
|
нарушение сроков доставки груза | компенсация убытков |
отсутствие транспорта для перевозки | по условиям договора |
* исключение, когда ответственность не применяется, - перевозчик доказывает, что нарушение произошло не по его вине, например, форс-мажор, перекрыты государственной службой дороги, карантинные мероприятия и т.д. |
Штрафы и пеня за нарушение договора перевозки
В договоре можно прописать дополнительную ответственность и не только для перевозчика. Это штраф и пеня за нарушение условий. Пеня, как правило, устанавливается за каждый день просрочки оплаты в размере ставки НБУ или двойной ставки НБУ.
Для того, чтобы начислить перевозчику штраф и пеню необходимо сначала составить и направить ему письменную претензию об уплате штрафа и пени. Это необходимо, чтобы он ее признал. Иначе - надо составлять иск против перевозчика в суд.
В бухгалтерском учете начисление штрафа и пени после принятия им претензии отображается составлением бухгалтерской справки. В бюджетных учреждений все средства в виде штрафов и пени являются поступлениями в бюджет, за счет которого такое учреждение содержится (письмо Минфина от 29.01.2018 г. № 35140-05 / 23-92 / 252).
Претензии и иски против перевозчика
Договоры перевозки часто становятся предметами судебных исков. Перед тем, как подавать дело в суд можно пройти досудебное урегулирование с самим перевозчиком:
- подать письменную претензию перевозчику. Это возможно в срок 6 месяцев с того момента, когда получатель узнал о потере товара или должен был об этом узнать (ч. 2 ст. 315 ГК);
- перевозчик вправе рассматривать претензию и сообщить о результате - удовлетворить или отклонить. На это ему отводится 3 месяца (ч. 3 ст. 315 ГК).
Подавать дело в суд можно в положенный срок исковой давности по договорам перевозки - это 1 год (ч. 3 ст. 925 ГК). Это срок отсчитывается с момента, вытекающего из договора и другого транспортного законодательства (ч. 2 ст. 925 ГК).
Однако, можно отказаться вообще от досудебного урегулирования - это лишь право, а не обязанность истца. Можно сразу передавать дело в суд.