Договоры перевозки: учет, налоги, штрафы

RU UA
Поговорим о договоре перевозки грузов, пассажиров и багажа. В чем особенности договорного оформления этих операций, какие есть виды договоров перевозки, как начисляются и отражаются штрафы за нарушение условий у «бюджетников».

Договор перевозки - что это

Общего определения договора перевозки нет. Существуют два подвида договоров перевозки в зависимости от объекта перевозки:

  • договоры перевозки груза (ст. 909 ГК, ст. 307 ГК);
  • договоры перевозки пассажира и багажа (ст. 910 ГК).

Всеукраїнська професійна сертифікація бухгалтерів — 2020

Все эти договоры осуществляются за определенную плату (ч. 1 ст. 909 ГК, ч. 1 ст. 910 ГК). Общее и отличное в этих договорах:

Разновидность договора перевозки

Предмет договора

Стороны договора

Документы, подтверждающие заключение договора

Форма договора

перевозка груза

  • доставка груза до пункта назначения;
  • выдача груза получателю

перевозчик, отправитель, получатель

Товарно-транспортная накладная, коносамент

(ч. 3 ст. 909 ГК)

письменное

перевозки пассажира и багажа

  • перевозки пассажира к пункту назначения;
  • доставка багажа в пункт назначения;
  • выдача багажа лицу, имеющему на него право

перевозчик и пассажир

Билет, багажная квитанция

(ч. 2 ст. 910 ГК)

письменная, устная (публичный договор*)

* Договор перевозки пассажиров, как правило, заключается в устной форме и является разновидностью публичных договоров (ч. 1 ст. 633 ГК). Считается, что с условиями договора пассажир знакомится с информационных табло, билетных касс, интернет-страниц перевозчика и тому подобное. Оплатой билета он выражает свое присоединение к публичному договору. За публичными договорами перевозчик не имеет права отказать в перевозке при наличии у него мест (ч. 1 ст. 633 ГК).

Кроме кодексов при заключении договоров перевозки следует учитывать и положения Закона «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344 (далее - Закон об автотранспорте), а при международных перевозках - Конвенцию о договоре международных автомобильных перевозках грузов.

Бухгалтерский и налоговый учет договора перевозки автомобильным транспортом

Учет у заказчика. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения при заказе услуг по перевозке ТМЦ следует руководствоваться требованиями п. 7 раздела II НП (С) БУГС 123 «Запасы» и п. 5 раздела II НП (С) БУГС 121. За ними расходы на доставку (транспортно-заготовительные расходы, далее - ТЗР) включаются в первоначальную стоимость ТМЦ.

При этом возможными являются 2 подхода по учету таких ТЗР:

  • прямой метод - это прямое включение ТЗР в состав стоимости привезенных запасов или основных средств. При этом ни НП (С) БУГС, ни существующие к ним методрекомендации не определяют, как осуществить распределение ТЗР между доставленными объектами ТМЦ. Это можно сделать, как пропорционально их стоимости, так и пропорционально количеству, объему, весу. Любую из этих баз распределения можно считать правильной;
  • метод среднего процента (средней части) - это накопление ТЗР на специальном счете с последующим списанием в конце периода на основе среднего процента (доли) ТЗР. Данный метод применяется только в учете запасов (п. 8 раздела II Методрекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, приказ Минфина от 23.01.2015 г. № 11, далее - Методрекомендации № 11).

Метод среднего процента Методрекомендации № 11 советуют для учета ТЗР, связанных с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов. Такой метод удобен, если учреждение осуществляет большое количество поставок за период (месяц, квартал), ведь уменьшает учетную работу - не нужно каждый раз распределять ТЗР, как при прямом методе учета.

Стандартный План счетов для государственного сектора не содержит отдельных счетов для учета ТЗР, поэтому их можно определить самостоятельно, например:

  • 1510 «ТЗР по доставке производственных запасов» - для учета ТЗР по доставке по всем запасам групп 1511-1518;
  • 1511.0 «ТЗР по доставке продуктов питания» - для учета ТЗР только по продуктам питания.

При списании ТЗР в конце периода применяется формула:

ТЗР к списанию = (остаток ТЗР в начале + ТЗР за период) × запасы, выбывшие / (остаток запасов в начале + запасы, выбывшие)

В бюджетных учреждениях, которые являются плательщиками НДС, учет ТЗР осуществляется без НДС, а сумма налогового кредита по НДС определяется по общему правилу первого события (п. 198.1 НКУ) при условии регистрации перевозчиком налоговой накладной (п. 198.6 НК).

Пример учета ТЗР у заказчика-бюджетника и бухгалтерские проводки в таблице ниже:

Содержание хозяйственной операции

Проводки

Сумма, грн

Дт

кт

Выходные данные: остаток продуктов питания на начало на счету 1511.1 - 15000 грн (без НДС). Остаток ТЗР на счете 1511.0 - 580 грн.

Предоплата за продукты питания

2113

2313

6000

Показано право на налоговый кредит в регистрации налоговой накладной

6311.2

2113

1000

Продавец продуктов питания зарегистрировал налоговую накладную

6311.1

6311.2

1000

Оприходованы продукты питания

1511.1

6211

5000

Отражено ТЗР на доставку продуктов питания ( акт приема-передачи услуг + товарно-транспортная накладная *)

1511.0

6211

250

Взаимозачет задолженностей

6211

2113

5000

Оплата доставки

6211

2313

250

За период (месяц) выбыли в столовую продукты питания

8013

1511.1

12000

Списаны ТЗР за теми продуктами питания, которые выбыли. Доля ТЗР = (580 + 250) / (15000 + 5000) = 0,0415. ТЗР к списанию = 12000 × 0,0415 = 498. Составляем бухгалтерскую справку

8013

1511.0

498

* Наличие товарно-транспортной накладной (ТТН) - обязательное условие признания налогового кредита по НДС. Налоговики не признают договоры перевозки без ТТН.

Учет у перевозчика-бюджетника. Бухгалтерский учет стандартный, как и для любого дохода по оказанию услуг.

Налоговые обязательства по НДС начисляются по правилу первого события (п. 187.1 НКУ). Это дата получения аванса или дата подписания акта приема-передачи оказанных услуг.

Расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) признаются на основании существующих норм и путевого листа. Иначе - не будет налогового кредита по ГСМ.

Пример учета перевозок у перевозчика-бюджетника и бухгалтерские проводки в таблице ниже:

Содержание хозяйственной операции

Проводки

Сумма, грн

Дт

Кт

Предоставлены услуги по перевозке

2111

7111

240

Начислено налоговое обязательство по НДС

7111

6311.3

40

В конце отчетного периода закрыто счет учета доходов

7111

5511

200

Списано топлива на основании путевого листа в пределах норм

8013

1514

35

Когда нужна лицензия на перевозку

Лицензия на осуществление перевозок требуется для:

  • перевозки опасных грузов и опасных отходов. Опасность определяется по соответствующим ГОСТ;
  • перевозки пассажиров.

Такие требования содержат п. 24 ч. 1 ст. 7 Закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222, а также ст. 9 Закона об автотранспорте.

Разновидности договоров перевозки

Кроме разновидностей договоров перевозки в зависимости от объекта (груз, пассажир, багаж), также существуют виды договоров перевозки по другим критериям:

  • разовые и долгосрочные договоры. Разовый - заключается на одну перевозку. Долгосрочный договор - заключается на осуществление систематических перевозок (ст. 914 ГК);
  • специальный договор - это долгосрочный договор на воздушном транспорте (ч. 4 ст. 307 ГК);
  • годовой договор - это долгосрочный договор на автомобильном транспорте (ч. 4 ст. 307 ГК);
  • навигационный - это долгосрочный договор на речном транспорте (ч. 4 ст. 307 ГК).

В рамках данной консультации сосредоточим внимание на договорах перевозки груза.

Договор перевозки против договора экспедирования

Обратите внимание, что иногда путают договоры перевозки с договорами экспедирования и подают судебные иски против экспедиторов, хотя их надо адресовать перевозчикам. Суды в таких ситуациях отказывают в принятии дела, например, постановление ВХС от 11.06.2013 г. По делу № 48 / 644-31 / 269-16-263-2012.

Однако, это совершенно разные договоры. Так, по договору экспедирования осуществляется организация перевозки, а не сама перевозка (ст. 316 ГК, ч. 1 ст. 929 ГК). Также могут быть еще другие сопутствующие услуги.

Существенные условия договора перевозки груза

Условия таких договоров определены в ст. 50 Закона об автотранспорте. Среди них:

  • наименование сторон;
  • местонахождение сторон;
  • название груза и его количество;
  • упаковка груза;
  • место и время погрузки / разгрузки;
  • стоимость услуги по перевозке. Договоры перевозки платы. Цену услуги стороны определяют сами и устанавливают в договоре. Как правило она устанавливается за 1 км пробега или стоимости 1 тонны груза.

Также в договоре могут прописываться и другие условия, которые стороны считают важными. Плательщиком по договору может быть, как грузоотправитель, так и грузополучатель, а может быть и третья сторона.

В долгосрочных договорах, как правило, не указываются:

  • количество груза;
  • место погрузки / разгрузки.

Такая информация приводится в заявках на перевозку.

Права и обязанности сторон в договорах перевозки груза

Права и обязанности сторон договора перевозки груза определенные:

Права и обязанности сторон *

Отправитель (заказчик)

Получатель

Перевозчик

Обязанности

оплатить перевозку груза

+

своевременно и в полном объеме оформить документы. Если есть специальные документы о качестве товара (сертификаты) - передать их перевозчику

+

своевременно предоставить груз для перевозки в соответствующей таре (упаковке) и с маркировкой

+

обеспечить подъезд к грузовым пунктам

+

нагружать, закреплять, укрывать, увязывать, пломбировать груз, снимать крепления и покрытия, очищать транспортное средство от остатков груза

+

обеспечить охрану труда и технику безопасности при погрузке

+

разгрузить, если иное не предусмотрено договором

+

если доставлен запоздалый груз, который считался утраченным и по которому перевозчик уже заплатил компенсацию, - принять груз и вернуть перевозчику сумму компенсации

+

предоставить транспортные средства в определенный срок

+

обеспечить выполнение условий договора и доставить груз в срок, установленный договором

+

обеспечить сохранность груза с момента принятия до его передачи в пункте назначения

+

обеспечить условия труда и отдыха нанятым работникам

+

выдать документ о принятии груза

+

уведомить получателя о прибытии

+

принять груз, прибывший по адресу

+

Права

отказаться от транспортного средства, если он не подходит для перевозки такого груза

+

отказаться от принятия поврежденного или испорченного груза, если уже невозможно полное/частичное использование его по первоначальному назначению

+

отказаться от перевозки груза, который подан в несоответствующей таре (упаковке) и при отсутствии маркировки

+

оставить груз у себя на хранение за счет грузоотправителя **, если получатель не востребовал груз или отказался его принять

+

придержать груз, если плательщик не может оплатить доставку, если иное не определено договором (ч. 4 ст. 916 ГК)

+

* Составлен на основе норм последующего законодательства:

  • для грузоотправителя (заказчика) - ст. 917 ГК, ст. 51 Закона об автотранспорте, ч. 3 и ч. 4 ст. 308 ГК;
  • для грузополучателя (получателя) - ст. 909 ГК, ст. 918 ГК, ч. 2 ст. 310 ГК;
  • для перевозчика (исполнителя) - ст. 919 ГК, ч. 4 ст. 916 ГК, ст. 52 Закона об автотранспорте, ч. 2 ст. 308 ГК, ч. 3 ст. 310 ГК.

** если груз остается не полученным в течение месяца после уведомления перевозчиком получателя, то он считается невостребованным и должен быть продан в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 310 ГК).

Пример договора перевозки груза

За основу можно брать типовую форму договора с приложений 1 и 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, приказ Минтранспорта от 14.10.1997 г. № 363. Там есть формы договоров для городских/междугородных перевозок и разовых перевозок.

Однако, данные формы не являются обязательными к применению и можно использовать собственное разработанную. Например, такую:

Образец договора перевозки груза

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

Документы, связанные с перевозкой

Обязательным документом является товарно-транспортная накладная, что вытекает из требований ч. 5 ст. 308 ГК об обязанности перевозчика выдать грузоотправителю документ о принятии груза, ч. 3 ст. 909 о подтверждении договора перевозки составлением транспортной накладной (коносамента), а также требований ст. 48 Закона об автотранспорте о наличии у водителя транспортного средства товарно-транспортной накладной в перечне обязательных документов, на основании которых осуществляются грузовые перевозки.

Внимание: Договор перевозки действителен только при наличии составленной товарно-транспортной накладной

Транспортная работа может подтверждаться путевым листом.

Расчет делается на основе выставленного перевозчиком плательщику счета-фактуры. Также после осуществления перевозки может подписываться и акт приема-передачи выполненных работ.

Внимание: одного только счета-фактуры даже в условиях заключенного договора перевозки недостаточно. Все равно нужна товарно-транспортная накладная

Потеря груза перевозчиком

В случае, если груз не доставлен в течение 30 дней с момента окончания последнего срока доставки, он считается потерянным (ч. 2 ст. 919 ГК). Сократить данный срок нельзя, но продолжить в договоре - да. Перевозчик в таком случае должен компенсировать стоимость груза получателю.

Ответственность перевозчика по договору перевозки

Ответственность перевозчика определена в ст. 921, 923, 924 ГК, а также ч. 3 ст. 314 ГК. Она следующая:

Вид нарушения

Ответственность перевозчика *

потеря, порча, повреждение груза

возмещается фактический ущерб. Он определяется следующим образом:

  • в размере стоимости груза - если он был утрачен или поврежден настолько, что он не может вообще использоваться больше по его первоначальному назначению;
  • в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость - если груз был только поврежден.

нарушение сроков доставки груза

компенсация убытков

отсутствие транспорта для перевозки

по условиям договора

* исключение, когда ответственность не применяется, - перевозчик доказывает, что нарушение произошло не по его вине, например, форс-мажор, перекрыты государственной службой дороги, карантинные мероприятия и т.д.

Штрафы и пеня за нарушение договора перевозки

В договоре можно прописать дополнительную ответственность и не только для перевозчика. Это штраф и пеня за нарушение условий. Пеня, как правило, устанавливается за каждый день просрочки оплаты в размере ставки НБУ или двойной ставки НБУ.

Для того, чтобы начислить перевозчику штраф и пеню необходимо сначала составить и направить ему письменную претензию об уплате штрафа и пени. Это необходимо, чтобы он ее признал. Иначе - надо составлять иск против перевозчика в суд.

В бухгалтерском учете начисление штрафа и пени после принятия им претензии отображается составлением бухгалтерской справки. В бюджетных учреждений все средства в виде штрафов и пени являются поступлениями в бюджет, за счет которого такое учреждение содержится (письмо Минфина от 29.01.2018 г. № 35140-05 / 23-92 / 252).

Претензии и иски против перевозчика

Договоры перевозки часто становятся предметами судебных исков. Перед тем, как подавать дело в суд можно пройти досудебное урегулирование с самим перевозчиком:

  • подать письменную претензию перевозчику. Это возможно в срок 6 месяцев с того момента, когда получатель узнал о потере товара или должен был об этом узнать (ч. 2 ст. 315 ГК);
  • перевозчик вправе рассматривать претензию и сообщить о результате - удовлетворить или отклонить. На это ему отводится 3 месяца (ч. 3 ст. 315 ГК).

Подавать дело в суд можно в положенный срок исковой давности по договорам перевозки - это 1 год (ч. 3 ст. 925 ГК). Это срок отсчитывается с момента, вытекающего из договора и другого транспортного законодательства (ч. 2 ст. 925 ГК).

Однако, можно отказаться вообще от досудебного урегулирования - это лишь право, а не обязанность истца. Можно сразу передавать дело в суд.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді