Договоры перевозки: учет, налоги, штрафы

RU UA
Стаття-подарунок від журналу «Головбух Бюджет»
Автор
експерт з обліку та оподаткування, кандидат економічних наук, Чернігів
В статье — особенности договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа. Как оформлять такие договоры бюджетному учреждению, когда возникают штрафы и как все отразить в учете

Договор перевозки — что это

Общего определения договора перевозки нет. Существуют два подвида договоров перевозки в зависимости от объекта перевозки:

  • договор о перевозке груза (ст. 909 ГК);
  • договоры перевозки пассажира и багажа (ст. 910 ГК).

🔍Зміни до Інструкції застосування КЕКВ

Все эти договоры осуществляются за определенную плату (ч. 1 ст. 909 ГК, ч. 1 ст. 910 ГК). Общее и отличное в этих договорах обобщено в таблице ниже.

СРАВНЕНИЕ ДОГОВОРОВ О ПЕРЕВОЗКЕ

Разновидность договора перевозки

Предмет договора

Стороны договора

Документы, подтверждающие заключение договора

Форма договора

перевозка груза

  • доставка груза до пункта назначения;
  • выдача груза получателю

перевозчик, отправитель, получатель

товарно-транспортная накладная, коносамент

(ч. 3 ст. 909 ГК)

письменная

перевозки пассажира и багажа

  • перевозки пассажира к пункту назначения;
  • доставка багажа в пункт назначения;
  • выдача багажа лицу, имеющему на него право

перевозчик и пассажир

билет, багажная квитанция

(ч. 2 ст. 910 ГК)

письменная, устная (публичный договор**)

*договор перевозки пассажиров, как правило, заключается в устной форме и является разновидностью публичных договоров (ч. 1 ст. 633 ГК). Считается, что с условиями договора пассажир знакомится с информационных табло, билетных касс, интернет-страниц перевозчика и т. п. Оплатой билета он выражает свое присоединение к публичному договору. По публичным договорам перевозчик не имеет права отказать в перевозке при наличии у него мест (ч. 1 ст. 633 ГК)

Кроме кодексов при заключении договоров перевозки следует учитывать и положения Закона «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344 (далееЗакон об автотранспорте), а при международных перевозках — Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов.

Бухгалтерский и налоговый учет договора перевозки автомобильным транспортом

Учет у заказчика. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения при заказе услуг по перевозке ТМЦ следует руководствоваться требованиями п. 7 раздела II НП (С) БУГС 123 «Запасы» и п. 5 раздела II НП (С) БУГС 121 «Основные средства». За ними расходы на доставку (транспортно-заготовительные расходы, далее ТЗР) включаются в первоначальную стоимость ТМЦ.

При этом возможными являются 2 подхода по учету таких ТЗР:

  • прямой метод — это прямое включение ТЗР в состав стоимости привезенных запасов или основных средств. При этом ни НП (С) БУГС, ни существующие к ним методрекомендации не определяют, как осуществить распределение ТЗР между доставленными объектами ТМЦ. Это можно сделать, как пропорционально их стоимости, так и пропорционально количеству, объему, весу. Любую из этих баз распределения можно считать правильной;
  • метод среднего процента (средней части) — это накопление ТЗР на специальном счете с последующим списанием в конце периода на основе среднего процента (доли) ТЗР. Данный метод применяется только в учете запасов (п. 8 раздела II Методрекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 № 11, далееМетодрекомендации № 11).

Метод среднего процента Методрекомендации № 11 советуют для учета ТЗР, связанных с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов. Такой метод удобен, если учреждение осуществляет большое количество поставок за период (месяц, квартал), ведь он уменьшает учетную работу — не нужно каждый раз распределять ТЗР, как при прямом методе учета.

Стандартный План счетов для государственного сектора не содержит отдельных счетов для учета ТЗР, поэтому их можно определить самостоятельно, например:

  • 1510 «ТЗР по доставке производственных запасов» — для учета ТЗР по доставке по всем запасам групп 1511-1518;
  • 1511.0 «ТЗР по доставке продуктов питания» — для учета ТЗР только по продуктам питания.

При списании ТЗР в конце периода применяется формула:

ТЗР к списанию = (остаток ТЗР в начале + ТЗР за период) × выбывшие запасы/(остаток запасов в начале + выбывшие запасы)

В бюджетных учреждениях, которые являются плательщиками НДС, учет ТЗР осуществляется без НДС, а сумма налогового кредита по НДС определяется по общему правилу первого события (п. 198.1 Налогового кодекса Украины, далееНК) при условии регистрации перевозчиком налоговой накладной (п. 198.6 НК).

Пример учета ТЗВ у заказчика-бюджетника и бухгалтерские проводки приведены в таблице ниже.

Содержание хозяйственной операции

Проводки

Сумма, грн

Дт

кт

выходные данные: остаток продуктов питания на начало на счету 1511.1 15000 грн (без НДС). Остаток ТЗР на счете 1511.0 580 грн.

предоплата за продукты питания

2113

2313

6000

показано право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной

6311.2

2113

1000

продавец продуктов питания зарегистрировал налоговую накладную

6311.1

6311.2

1000

оприходованные продукты питания

1511.1

6211

5000

отражено ТЗР на доставку продуктов питания ( акт приема-передачи услуг + товарно-транспортная накладная*)

1511.0

6211

250

отраженный взаимозачет задолженностей

6211

2113

5000

оплачено за доставку

6211

2313

250

выбыли в столовую продукты питания за период (месяц)

8013

1511.1

12000

списанные ТЗР по тем продуктам питания, которые выбыли, доля ТЗР = (580+250)/(15000+5000) = 0,0415; тогда ТЗР до списания = 12000×0,0415 = 498; составляется бухгалтерская справка

8013

1511.0

498

*наличие товарно-транспортной накладной (ТТН) — обязательное условие признания налогового кредита по НДС. Налоговики не признают договоры перевозки без ТТН.

Учет у перевозчика-бюджетника. Бухгалтерский учет стандартный, как и для любого дохода по оказанию услуг.

Налоговые обязательства по НДС начисляются по правилу первого события (п. 187.1 НК). Это дата получения аванса или дата подписания акта приема-передачи оказанных услуг.

Расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) признаются на основании существующих норм и путевого листа. Иначе — не будет налогового кредита по ГСМ.

Пример учета перевозок у перевозчика-бюджетника и бухгалтерские проводки приведены в таблице ниже.

Содержание хозяйственной операции

Проводки

Сумма, грн

Дт

Кт

предоставлены услуги по перевозке

2111

7111

240

начислено налоговое обязательство по НДС

7111

6311.3

40

в конце отчетного периода закрыт счет учета доходов

7111

5511

200

списано топливо на основании путевого листа в пределах норм

8013

1514

35

Когда нужна лицензия на перевозку

Лицензия на осуществление перевозок требуется для:

  • перевозки опасных грузов и опасных отходов. Опасность определяется по соответствующим ГОСТ;
  • перевозки пассажиров.

Такие требования содержатся в пп. «24» ч. 1 ст. 7 Закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222, а также ст. 9 Закона об автотранспорте.

Положення про бухгалтерську службу зразок ⏬ скачати

Разновидности договоров перевозки

Кроме разновидностей договоров перевозки в зависимости от объекта (груз, пассажир, багаж), также существуют виды договоров перевозки по другим критериям (ст. 914 ГК):

  • разовые договоры — заключаются на одну перевозку;
  • долгосрочные договоры — заключаются на осуществление систематических перевозок.

В рамках данной консультации сосредоточим внимание на договорах перевозки груза.

Договор перевозки против договора экспедирования

Обратите внимание, что иногда путают договоры перевозки с договорами экспедирования и подают судебные иски против экспедиторов, хотя их надо адресовать перевозчикам. Суды в таких ситуациях отказывают в принятии дела, например, постановление ВХС от 11.06.2013 по делу № 48/644-31/269-16-263-2012.

Однако, это совершенно разные договоры. Так, по договору экспедирования осуществляется организация перевозки, а не сама перевозка (ч. 1 ст. 929 ГК). Также могут быть еще другие сопутствующие услуги.

Существенные условия договора перевозки груза

Существенные условия таких договоров определены в ст. 50 Закона об автотранспорте. Среди них:

  • наименование сторон;
  • местонахождение сторон;
  • название груза и его количество;
  • упаковка груза;
  • место и время погрузки/разгрузки;
  • стоимость услуги по перевозке. Договоры перевозки платные. Цена услуги определяется сторонами самостоятельно и устанавливается в договоре. Как правило, она устанавливается за 1 км пробега или за стоимость 1 тонны груза.

Также в договоре могут прописываться и другие условия, которые стороны считают важными. Плательщиком по договору может быть, как грузоотправитель, так и грузополучатель, а может быть и третья сторона.

В долгосрочных договорах, как правило, не указываются:

  • количество груза;
  • место погрузки/разгрузки.

Такая информация приводится в заявках на перевозку.

Права и обязанности сторон в договорах перевозки груза

Права и обязанности сторон договора перевозки груза определены в таблице ниже.

ПРАВА СТОРОН В ДОГОВОРАХ ПЕРЕВОЗКИ

Права и обязанности сторон*

отправитель (заказчик)

получатель

перевозчик

обязанности:

оплатить перевозку груза

+

своевременно и в полном объеме оформить документы. Если есть специальные документы о качестве товара (сертификаты) — передать их перевозчику

+

своевременно предоставить груз для перевозки в соответствующей таре (упаковке) и с маркировкой

+

обеспечить подъезд к грузовым пунктам

+

нагружать, закреплять, укрывать, увязывать, пломбировать груз, снимать крепления и покрытия, очищать транспортное средство от остатков груза

+

обеспечить охрану труда и технику безопасности при погрузке

+

разгрузить, если иное не предусмотрено договором

+

если доставлен запоздалый груз, который считался утраченным и по которому перевозчик уже заплатил компенсацию, — принять груз и вернуть перевозчику сумму компенсации

+

предоставить транспортные средства в определенный срок

+

обеспечить выполнение условий договора и доставить груз в срок, установленный договором

+

обеспечить сохранность груза с момента принятия до его передачи в пункте назначения

+

обеспечить условия труда и отдыха нанятым работникам

+

выдать документ о принятии груза

+

уведомить получателя о прибытии

+

принять груз, прибывший по адресу

+

права:

отказаться от транспортного средства, если он не подходит для перевозки такого груза

+

отказаться от принятия поврежденного или испорченного груза, если уже невозможно полное/частичное использование его по первоначальному назначению

+

отказаться от перевозки груза, который подан в несоответствующей таре (упаковке) и при отсутствии маркировки

+

придержать груз, если плательщик не может оплатить доставку, если иное не определено договором (ч. 4 ст. 916 ГК)

+

*составлено на основе норм следующего законодательства:

Пример договора перевозки груза

За основу можно брать типовые формы договоров из приложений 1 и 2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, приказ Минтранспорта от 14.10.1997 № 363. Там есть формы договоров для городских/межгородских перевозок и разовых перевозок.

Однако, данные формы не являются обязательными к применению и можно использовать собственно разработанную. Например, такую, как предлагается.

Разовый договор перевозки

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

Документы, связанные с перевозкой

Обязательным документом является товарно-транспортная накладная, что следует из требований ч. 3 ст. 909 ГК о подтверждении договора перевозки составлением транспортной накладной (коносамента), а также требований ст. 48 Закона об автотранспорте о наличии у водителя транспортного средства товарно-транспортной накладной среди перечня обязательных документов, на основании которых осуществляются грузовые перевозки.

Внимание: договор перевозки действителен только при наличии составленной товарно-транспортной накладной.

Транспортная работа может подтверждаться путевым листом.

Расчет производится на основе выставленного перевозчиком на плательщика счета-фактуры. Также после осуществления перевозки может подписываться и акт приема-передачи выполненных работ.

Внимание: одного только счета-фактуры даже при условии заключенного договора перевозки недостаточно. Все равно нужна товарно-транспортная накладная.

Потеря груза перевозчиком

В случае, если груз не доставлен в течение 30 дней с момента истечения крайнего срока доставки, он считается утраченным (ч. 2 ст. 919 ГК). Сократить данный срок нельзя, но продлить в договоре — можно. Перевозчик в таком случае должен компенсировать стоимость груза получателю.

Ответственность перевозчика по договору перевозки

Ответственность перевозчика определена в ст. 921, 923, 924 ГК. Она такая, как определено в таблице ниже.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Вид нарушения

Ответственность перевозчика*

потеря, порча, повреждение груза

возмещается фактический ущерб, который определяется следующим образом:

  • в размере стоимости груза — если он был утрачен или поврежден в такой степени, что не может больше использоваться по первоначальному назначению;
  • в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость — если груз был только поврежден.

нарушение сроков доставки груза

компенсация убытков

отсутствие транспорта для перевозки

по условиям договора

*исключение, когда ответственность не применяется, — перевозчик доказывает, что нарушение произошло не по его вине, например, форс-мажор, перекрытые государственной службой дороги, карантинные меры и т. п.

Штрафы и пеня за нарушение договора перевозки

В договоре можно прописать дополнительную ответственность и не только для перевозчика. Это штраф и пеня за нарушение условий. Пеня, как правило, устанавливается за каждый день просрочки оплаты в размере ставки НБУ или двойной ставки НБУ.

Для того, чтобы начислить перевозчику штраф и пеню необходимо сначала составить и направить ему письменную претензию об уплате штрафа и пени. Это необходимо, чтобы он ее признал. Иначе — надо составлять иск против перевозчика в суд.

В бухгалтерском учете начисление штрафа и пени после принятия им претензии отображается составлением бухгалтерской справки. В бюджетных учреждений все средства в виде штрафов и пени являются поступлениями в бюджет, за счет которого такое учреждение содержится (письмо Минфина от 29.01.2018 № 35140-05/23-92/252).

Претензии и иски против перевозчика

Договоры перевозки часто становятся предметом судебных исков. Перед тем, как подавать дело в суд, можно пройти досудебное урегулирование с самим перевозчиком:

  • подать письменную претензию перевозчику;
  • перевозчик имеет право рассмотреть претензию и сообщить о результате — удовлетворить или отклонить.

Подавать дело в суд можно в отведенный срок исковой давности по договорам перевозки — это 1 год (ч. 3. ст. 925 ГК). Этот срок отсчитывается с момента, который вытекает из договора и другого транспортного законодательства (ч. 2 ст. 925 ГК).

Однако, можно отказаться вообще от досудебного урегулирования — это только право, а не обязанность истца. Можно сразу передавать дело в суд.

додаток

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді