План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений 2021
Все процессы, операции в деятельности бюджетных учреждений, других юридических лиц, бухгалтерия кодирует "проводками", которые еще называют двойной записью с использованием синтетических и аналитических счетов. Номера этих счетов-кодов признает План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203 (далее - План счетов). Его же часто называют Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, по названию его предшественника. Эти счета фиксированные и менять их учреждению нельзя, но добавить еще дополнительные цифры в счете, делать дополнительную аналитику - да, это можно.
Особенность действующего Плана счетов в том, что он охватывает не только обычные бюджетные учреждения, которые являются распорядителями бюджетных средств, но и государственные целевые фонды, государственные/местные бюджеты, Казначейство. Поэтому и названо это Планом счетов государственного сектора как обобщающее для всех этих учреждений/организаций. Этот план счетов бухгалтерского учета применяют еще с января 2017 года.
Как внедрить план счетов
Вопрос о внедрении Плана счетов может возникать не только в новых бюджетных учреждениях, но и в действующих, ведь время от времени следует внедрять изменения в действующий рабочий План счетов.
Как правило, перечень счетов по кодам и названиям утверждают отдельными приложениями к приказу об организации бухгалтерского учета. Например, к субсчету 6311 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» целесообразно ввести дополнительную аналитику, то есть создать аналитические счета в разрезе каждого налога, который платит бюджетное учреждение:
- 6311.1 "Налоговое обязательство по НДС подтверждено" - для учета начисления налоговых обязательств по НДС по зарегистрированным налоговым накладным и уплаты НДС в бюджет;
- 6311.2 "Налоговый кредит по НДС подтвержден" - для учета налогового кредита по НДС по зарегистрированным налоговым накладным;
- 6311.3 "Налоговое обязательство по НДС не подтверждено" - для учета НДС, который был включен в доход, но налоговая накладная еще не была зарегистрирована. Также как вспомогательный счет при учете налогового обязательства по НДС при получении предварительной оплаты (аванса) от покупателя;
- 6311.4 "Налоговый кредит по НДС не подтвержден" - для учета НДС, который был включен в состав приобретенных товаров, работ, услуг, но налоговая накладная не была продавцом зарегистрирована. Также как вспомогательный счет для учета суммы налогового кредита по НДС при осуществлении предварительной оплаты (аванса) продавцу;
- 6311.5 "НДФЛ";
- 6311.6 "Военный сбор" и другие.
С точки зрения правильности терминов, то "63" - это счет "Расчеты с налогами и сборами", а дальше уже идут цифры субсчетов. "6311" - это субсчет «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам". Можно и просто - "счет".
Все это синтетические счета. "6311.1" - это уже дополнительная аналитика, или аналитический счет (в данном примере для учета НДС). Аналитические счета типа 6311.1-6311.6 можно отделять от синтетического 6311 точкой. Однако наличие разделительного знака (запятые, точки) не обязательно. Это дело произвольное. Можно использовать любой другой знак препинания или не использовать никакого, например просто "63111".
План счетов - классы госсектора
План счетов бухгалтерского учета 2021 содержит 10 классов. Учреждения - распорядители средств государственного или местного бюджета используют все классы.
СКАЧАТЬ План счетов бухгалтерского учета:
Рабочий план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений
После утверждения приложением к приказу об организации бухгалтерского учета перечня аналитических счетов к синтетическим субсчетам, учреждение может пользоваться рабочим планом счетов. Рабочий план счетов - это тот набор счетов, субсчетов, аналитических счетов, которые в действительности использует бюджетное учреждение.
Отличие рабочего плана распорядителей и государственных целевых фондов в третьей цифре кода счета - это идентификатор субъекта государственного сектора. Значение следующее:
- 1 - распорядители бюджетных средств
- 2 - государственные целевые фонды.
Также еще есть "3" - государственный бюджет, "4" - местные бюджеты, "5" - счета органов Казначейства.
Так, субсчетов «Основные средства» в Плане счетов есть аж два: 1014 - для распорядителей и 1024 - для государственных целевых фондов. Конечно, распорядителю, например университета следует выбрать 1014. А вот субсчет 2632 "Активы государственного бюджета по взаимным расчетам "и не для распорядителей, и не для фондов. Он для выполнения государственного бюджета, поскольку имеет цифру "3" третьей в номере.
Пример рабочего плана счетов распорядителя бюджетных фондов и государственного целевого фонда приводим ниже. Такие Планы счетов образуются путем удаления "лишних" счетов с базового плана счетов госсектора, который утвержден Минфином.
► Рабочий план счетов бухгалтерского учета распорядителя бюджетных средств. Скачать можно здесь.
► Рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных целевых фондов. Скачайте здесь
Просто скачать план счетов бухгалтерского учета мало. Нужно на его основе разработать рабочий, который будет учитывать всю специфику деятельности учреждения, его организационную структуру. Ведь в одном учреждении аналитические счета будут состоять из одних субсчетов, а в другом - из других.
Например, госорган, который имеет структурные подразделения в разных районах области, будет учитывать основные средства, НМА, нематериальные активы, запасы и т.д. в разрезе аналитических счетов - наименований структурных подразделений. Госорган, у которого таких подразделов нет, эти аналитические счета не будет учитывать. Также вспомним тот пример с субсчетом 6311 и аналитикой по нему, который рассматривали в начале.
☛ При разработке рабочего плана счетов следует позаботиться, в первую очередь, о достаточной аналитике для налогов, особенно учета НДС, так как налоговые накладные могут быть как зарегистрированные, так и нет.
План счетов бюджетного учреждения индивидуальный для каждого учреждения еще и потому, что зависит от выбранных им вариантов метода учета, оценки активов учреждения, указанных в положении об учетной политике.
Кроме того, рекомендуем выделить отдельный счет для транспортно-заготовительных расходов (ТЗР, например 1529 "ТЗР по доставке производственных запасов учреждения". Счета 1529 в Плане счетов нет, поэтому его можно занять. Другой подход - создать аналитический счет по учету транспортно-заготовительных расходов, например 1527.1 "ТЗР по доставке сырья и материалов".
☛ Также в рабочем Плане счетов вспомните об учете ТЗР, которые являются составными первоначальной стоимости запасов
План счетов - новации 2021
План счетов 2021 не изменился, но есть изменения внесенные в него приказом Минфина от 08.12.2020 г. № 745. Эта новация только одна и связана с появлением единого счета в ДПС - альтернативной возможности уплаты налогов и сборов, а также ЕСВ (кроме НДС и акциза). В План счетов был добавлен субсчет 3855 "Единый счет", который Минфин назначил для учета внесенных денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, включая пени и штрафы, других платежей, администрирование которых осуществляет ДПС. Однако если такой альтернативой обычным платежам через Казначейство учреждение не желает пользоваться, то тогда учет ведется с теми же счетами по уплате налогов, сборов, ЕСВ, что и раньше.
☛ План счетов 2021 содержит новый субсчет 3855 "Единый счет"
Если бюджетное учреждение не использует единый счет для уплаты налогов, ЕСВ и не планирует это делать в будущем, то вносить изменения в рабочий план счетов не обязательно.
Корреспонденция субсчетов 2021
Утверждать корреспонденции субсчетов, то есть бухгалтерские проводки, которые используются, - это не обязательный шаг. В большинстве случаев достаточно Типовой корреспонденции с приказа Минфина от 29.12.2015 г. № 1219. Если определенной операции там нет, то можно составить собственную корреспонденцию. Ее можно и утвердить в приложении к приказу об организации бухучета бюджетного учреждения. Такой перечень, хотя и не обязателен, но может быть полезным для бухгалтеров, которые начинают работу и входят в курс дел на новом месте или участке - разобраться в работе предшественников и понять специфику конкретного учреждения.
Отражение в учете
Все операции, имеющие суммовое выражение, бухгалтер учреждения отражает методом двойной записи с применением счетов, которые содержаться в утвержденном плане счетов в приложении к приказу об организации бухгалтерского учета. Эти записи отражаются в 17 мемориальных ордерах, формы которых утверждены приказом Минфина от 08.09.2017 № 755, а обобщают их в книге «Журнал главная». Именно благодаря плану счетов возможно отобразить ту или иную хозяйственную операцию в бухгалтерских книгах. Однако, опять же, это не означает, что бюджетное учреждение не может разработать и составить определенные свои мемориальные ордера, если есть необходимость. Главное - утвердить их форму внутренним приказом.
Составление финансовой и бюджетной отчетности
План счетов унифицирует составление финансовой и бюджетной отчетности. Бухгалтер, даже сменив место работы из одного учреждения в другое, может по счетам разобраться, к какому именно отчету и строкам отчета включить остатки и обороты по счетам. Например, составить финансовые отчеты:
- Баланс (ф. 1-дс)
- Отчет о финансовых результатах (ф. 2-дс)
- Отчет о движении денежных средств (ф. 3-дс)
- Отчет о собственном капитале (ф. 4-дс).
С помощью субсчетов, которые содержит план счетов бюджетных учреждений, бухгалтер предварительно составляет мемориальные ордера, книгу «Журнал главная», которые являются основанием для составления финансовой отчетности. Более того, с помощью субсчетов или аналитических счетов в примечаниях к финансовой отчетности удастся раскрыть сведения о доходе от предоставления услуг, необменных операций и тому подобное.
План счетов бухгалтерского учета 2021 является инструментом систематизации и накопления информации о хозяйственных операциях в бухгалтерском учете. Использование Плана счетов будто "раскладывает все по полочкам" перед составлением финансовой отчетности. Аналогично и по бюджетной отчетности.
Ответственность за План счетов
За ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 164-2 КУоАП). Если рабочий план счетов учреждение не утвердило в качестве приложения к приказу об организации бухгалтерского учета, пользуется аналитическими счетами к синтетическим счетам, которые ни одним документом не утверждены, по результатам ревизии органы контроля наложат на руководителя учреждения и главного бухгалтера штраф в размере 136-255 грн.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"