Акт ревизии 2025: что делать с выводами ревизоров

RU UA
Стаття-подарунок від журналу «Головбух Бюджет»
Автор
керівник групи експертів з бюджетного обліку Експертус Головбух Цифрового видавництва Експертус, Київ
Что такое акт ревизии, как его читать и на что обращать внимание, какие документы предоставить ревизорам? Как правильно написать объяснение и как действовать, если не согласны с выводами ревизоров — далее в статье

Акт ревизии — это не только документ, содержащий перечень нарушений и незаконных операций, выявленных в ходе ревизии. На его основании делают выводы о работе учреждения, оценивают качество работы руководителя, главного бухгалтера и других должностных лиц. Поэтому рекомендации о том, как чувствовать себя уверенно, если на носу ревизия, позволят уменьшить количество зафиксированных в акте ревизии нарушений.

⚠️Як індексувати зарплату: алгоритм

Важно знать, по каким правилам ревизоры составляют акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности и какую именно информацию они туда записывают. Так вы не растеряетесь при ознакомлении с актом ревизии и его подписанием и при необходимости инициируете внесение в него коррективы. Ведь исправить что-то, когда дали необоснованные объяснения ревизорам, невозможно.

Как оформляется акт ревизии

Акт ревизии — документ, который составляют должностные лица органа государственного финансового контроля (Госаудитслужбы), проводившие ревизию. В нем фиксируют факт ее проведения и результаты в соответствии с вопросами программы ревизии. Копию программы ревизии ревизор может предоставить только по требованию руководителя учреждения или его заместителя.

Требования к составлению и содержанию акта ревизии определены в пунктах 35–44 Порядка проведения инспектирования Государственной аудиторской службой, ее межрегиональными территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 № 550 (далее — Порядок № 550).

4 основных требования к оформлению акта ревизии

  1. составляют на бумажном носителе на государственном языке
  2. оформляют на бланке органа государственного финансового контроля
  3. должен иметь сквозную нумерацию страниц
  4. на первом листе акта указывают название документа (акт), дату и номер, место составления (название города, села или поселка)

Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности состоит из вступительной и констатирующей частей. Рассмотрим каждую отдельно.

Вступительная часть акта ревизии

Общие требования к информации, которую ревизоры должны указать во вступительной части акта ревизии, приведены в пункте 35 Порядка № 550. Ревизор должен собрать эту информацию и вписать в акт ревизии, а руководитель с главбухом — проследить, правильно ли он все указал. В случае выявления несоответствия — указать на это ревизору/аудитору до подписания акта ревизии.

Во вступительной части указывают:

1) общие сведения:

  • основание для ревизии;
  • тема ревизии;
  • полное название учреждения, его местонахождение, адрес электронной почты;
  • сведения об организационно-правовой форме и форме собственности;
  • код юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований;
  • даты начала и окончания ревизии, период, который проверяли;
  • перечень должностных лиц Госаудитслужбы и привлеченных специалистов, которые проводили ревизию;

2) перечень должностных лиц, отвечавших за финансово-хозяйственную деятельность учреждения в период, который ревизируют/проверяют;

Если в течение периода, который проверяют ревизоры/аудиторы, менялись должностные лица учреждения, отвечавшие за его финансово-хозяйственную деятельность, акт ревизии должен содержать информацию обо всех этих лицах. Да еще и с датами приема на работу и увольнения. Если ревизоры зафиксируют в акте ревизии нарушения, ответственность будет нести то должностное лицо, которое на момент такого нарушения вело финансово-хозяйственную деятельность учреждения.

акт ревизии — ошибки ревизоров

3) другие сведения об организационной структуре объекта контроля, наличии подчиненных ему предприятий, учреждений, организаций;

4) факт непредставления учреждением журнала регистрации проверок;

Ревизоры обязаны поставить подпись в журнале регистрации проверок (п. 14 Порядка № 550). Поэтому учреждение, которое посетили ревизоры, должно иметь такой журнал.

Установленной формы для такого журнала нет, поэтому его обычно составляют в произвольной форме. Главное, чтобы в журнале были графы для информации о названии органа контроля, который проводил проверку, виде и теме проверки, сроках ее проведения, фамилии, имени проверяющих и отдельная графа для их собственной подписи.

Кстати, ведение такого журнала поможет учреждению отслеживать, не нарушают ли ревизоры сроки проведения ревизий. А отказ от подписи в журнале регистрации является основанием для недопущения ревизоров к проверке.

5) факт отказа руководителя учреждения или его заместителя подписать направление на проведение ревизии;

Перед ревизией руководителю учреждения или его заместителю под подпись на экземпляре органа государственного финансового контроля ревизоры предоставляют для ознакомления направление на проведение ревизии. Если руководитель или заместитель отказались их подписывать, но не против самой ревизии, это указывается во вступительной части акта ревизии.

В то же время, если ревизоры не предоставили должностным лицам учреждения направление на проведение ревизии, это является основанием для недопущения ревизоров к ее проведению.

В случае необходимости изменения периода, подлежащего ревизии, такие изменения осуществляются после соответствующих изменений в плане проведения мероприятий государственного финансового контроля и вносятся соответствующие изменения в программу ревизии. При этом новое направление госаудитору не оформляется (абз. 4 п. 7 Порядка № 550).

6) другие сведения о ходе ревизии и препятствовании ее проведению, а также факты отказа от подписания или невозможность подписания документов, если таковые имеются.

Констатирующая часть акта ревизии

В констатирующей части акта ревизии приводят:

  • информацию о результатах ревизии по каждому вопросу программы ревизии. При этом ревизоры обязательно указывают, за какой период, каким способом и по каким документам проверили эти вопросы;
  • вывод о наличии/отсутствии нарушений. Во время ревизии ревизоры стараются выявить как можно больше нарушений. Для этого используют различные методы, среди которых — встречная сверка. Если ревизоры установили нарушения, они требуют от должностных лиц, причастных к нарушению, письменных объяснений;
  • факты нарушения законодательства с указанием виновных лиц;
  • размер убытков (в случае их наличия), нанесенных государству или учреждению в результате нарушений;
  • другую информацию, касающуюся деятельности и финансового состояния учреждения, и факты, касающиеся периода, подлежащего ревизии.

Все выводы ревизоров должны быть подтверждены документально и не противоречить законодательству.

Первинні документи: що перевірять ревізори

В констатирующей части ревизоры указывают только подтвержденные ревизионными действиями выводы. Субъективные предположения финансовые инспекторы в ней не приводят. Поэтому когда руководитель или главный бухгалтер учреждения знакомятся с проектом акта ревизии, они должны следить, чтобы таких субъективных предположений не было.

Основанием для записей в акте ревизии могут быть только данные, тщательно проверенные ревизорами и подтвержденные первичными документами, записями в регистрах бухгалтерского учета, встречными сверками, результатами инвентаризаций и т. п.

Акт ревизии содержит только итоговые данные по каждому виду нарушений со ссылкой на соответствующие приложения, которые должны быть подписаны ревизором и главным бухгалтером учреждения.

Выявленные нарушения фиксируются с обязательной ссылкой на нормы законов или других нормативно-правовых актов, а также с указанием ответственных лиц учреждения, действия/бездействие которых привело к нарушению законодательства и т. п.

Чтобы акт ревизии бюджетного учреждения в констатирующей части правильно отражал информацию о нарушениях, ревизоры требуют у причастных к таким нарушениям должностных лиц учреждения письменные объяснения (абз. 1 п. 18 Порядка № 550). Текст таких объяснений полностью или частично приводят в акте ревизии. Иногда, частично цитируя текст объяснения ответственного лица, изменяется суть изложенного факта. Поэтому руководитель и главный бухгалтер также должны это отслеживать.

Давать объяснения нужно правильно, чтобы не навредить ни себе, ни учреждению. Поэтому остановимся на них подробнее.

Письменные объяснения

Ранее ревизоры требовали объяснения, если обнаруживали нарушения законодательства. Они вручали работникам объекта контроля, причастным к выявленным нарушениям, под личную подпись перечень вопросов.

После последних изменений в нормативной базе ревизоры могут требовать объяснения от работников, чтобы выяснить отдельные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Перечень вопросов относительно таких обстоятельств предоставляют работникам объекта контроля одним из способов:

  • лично под расписку руководителю или главному бухгалтеру объекта контроля;
  • через канцелярию или подразделение по вопросам делопроизводства с отметкой на экземпляре документа органа финконтроля о дате регистрации в журнале входящей корреспонденции объекта контроля и подписью работника канцелярии (общего отдела), который осуществил регистрацию;
  • заказным почтовым отправлением с уведомлением. На экземпляре документа, который остается в органе финконтроля, указывают реквизиты почтового уведомления, которое прилагается к материалам ревизии.

Если работники учреждения отказываются предоставлять письменные объяснения, информация об этом также указывается в акте.

Безоплатна передача основних засобів проводки⏬ скачати

Часто у должностных лиц учреждения возникает вопрос, обязательно ли нужно давать объяснения ревизорам. Ответ на него дает статья 63 Конституции Украины. В ней предусмотрено, что лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, перечень которых определен законом.

То есть должностное лицо имеет право не давать объяснения ревизорам. Однако действовать так не всегда целесообразно. Иногда обоснованные объяснения должностного лица вместе с копиями первичных документов могут изменить позицию ревизоров относительно нарушения. Поэтому важно при любых условиях отстаивать свои интересы и при необходимости подкреплять свои объяснения необходимыми доказательствами.

Чтобы выстроить правильную линию защиты, стоит заручиться поддержкой специалистов. Не рекомендуем писать объяснения под диктовку ревизора. Содержание такого объяснения может быть не в пользу лица, которое его дает.

Бывает и так, что ревизоры не требуют письменных объяснений по выявленным нарушениям, однако затем отмечают их в акте ревизии. Помните: такие действия можно обжаловать как несоблюдение процедуры проведения ревизии.

Установление в акте ревизии виновного лица

Если в акте ревизии ревизоры зафиксировали нарушения, они должны указать виновных в их допущении должностных и материально ответственных лиц (п. 2 Порядка № 550).

Виновными считаются лица:

  • ответственные за финансово-хозяйственные операции, проведенные с нарушением законодательства;
  • действия (бездействие) которых привели к такому нарушению.

Как видим, виновными могут быть и лица, которые не были ответственными за проведение финансово-хозяйственных операций, но их действия или бездействие привели к таким нарушениям.

Чтобы установить виновных лиц, ревизоры всесторонне исследуют выявленные нарушения, изучают объяснения, полученные от работников, причастных к нарушениям, внутренние положения учреждения, должностные инструкции работников и т. п.

После того как акт ревизии будет подписан без возражений или же после рассмотрения возражений (если акт подписан с возражениями) ревизоры принимают меры для привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности виновных в нарушениях работников учреждения (п. 50 Порядка № 550).

В то же время вина лица в преступлении устанавливается обвинительным приговором суда (ст. 62 Конституции Украины), в т. ч. по результатам рассмотрения материалов ревизии.

Подписание акта ревизии

Акт ревизии подписывают должностное лицо органа государственного финансового контроля и руководитель и главный бухгалтер объекта контроля или лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерского учета. Если на объекте контроля бухгалтерский учет ведет на договорной основе специалист по бухгалтерскому учету — самозанятое лицо или предприятие, осуществляющее деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, акт ревизии теперь будет подписывать руководитель объекта контроля (это не касается бюджетных учреждений).

При необходимости акт ревизии подписывают другие работники учреждения. Когда может возникнуть такая необходимость?

Бывает так, что в учреждении проводят ревизию отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, не все из которых входят в обязанности отдела бухгалтерского учета. Например, в учреждении есть отдел, который начисляет выплаты, а отдел бухгалтерского учета отвечает только за финансирование этих выплат. В такой ситуации к должностным лицам, отвечающим за финансово-хозяйственную деятельность учреждения, кроме руководителя учреждения и главного бухгалтера, будет относиться и начальник отдела по начислению таких выплат. Поэтому он также должен подписывать акт.

Немного раскроем процесс составления и подписания этого документа.

Акт ревизии составляется в трех экземплярах:

  • 1-й — для органа контроля;
  • 2-й — для учреждения;
  • 3-й — для правоохранительных органов в случаях, предусмотренных законодательством.

Первый и третий экземпляры акта предоставляются для ознакомления руководителю или главному бухгалтеру в срок не позднее 5 рабочих дней после окончания ревизии:

  • или лично под расписку;
  • или через канцелярию (с отметкой об этом в журнале регистрации);
  • или заказным почтовым отправлением с уведомлением.

Руководитель, главный бухгалтер и другие определенные работники объекта контроля обязаны ознакомиться с актом ревизии и в случае согласия с изложенными в нем фактами подписать экземпляры.

После того, как подписанные руководителем и главным бухгалтером 1-й и 3-й экземпляры акта ревизии переданы, орган контроля не позднее следующего рабочего дня с момента получения выдает учреждению 2-й экземпляр акта ревизии.

Если руководитель учреждения или главный бухгалтер не согласны с выводами ревизоров, они не должны сразу подписывать акт ревизии. При наличии возражений руководитель, главный бухгалтер или другие лица перед своими подписями делают запись «с возражениями», и только потом проставляют свою подпись. 

Подписание акта ревизии с возражениями и замечаниями является формой обжалования неправомерных выводов, изложенных в акте ревизии, а также решений (действий) органов контроля. Руководитель учреждения в срок не позднее 5 рабочих дней после возврата органу Госаудитслужбы акта ревизии должен подать ему подписанные возражения. Если в этот срок они не поступят — акт будет считаться подписанным без возражений.

Если в случае несогласия с изложенным в акте ревизии должностные лица учреждения решат не подписывать его вообще, ревизоры составляют акт об отказе от подписания. А это будет иметь негативные последствия для должностных лиц учреждения.

Как видим, перед тем, как подписать акт ревизии 2025 года, следует внимательно ознакомиться с его содержанием. Если ревизоры в констатирующей части акта ревизии зафиксировали нарушения, прежде всего нужно проверить ссылки на нормы законов или других нормативно-правовых актов. Если вы не согласны с содержанием акта или с отдельными его выводами, такой акт можно обжаловать. Процедура и сроки подписания акта ревизии, в т. ч. с возражениями, подача и рассмотрение возражений приведены в пунктах 40–44 Порядка № 550.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді