Мемориальный ордер № 5
Мемориальный ордер № 5 — это своего рода журнал-реестр операций за месяц, связанных с начислением заработной платы работникам, стипендий, а также ЕСВ, налогов и сборов по ним, зарплатного аванса и алиментов.
Мемориальный ордер № 5 охватывает счет 6511, а также связанные с ним счета 6313, 6311, 6516, 8011, 8012 2114, то есть те, которые связаны с вышеназванными начислениями. Списуємо майно в бюджетній установі
Бланк мемориального ордера 5
Неважно, как в учреждении, госоргане или органе местного самоуправления организовано начисления заработной платы (вручную или автоматизировано). Для бухгалтерского учета используйте бланк мемориального ордера 5, утвержденный приказом Минфина от 08.09.2017 № 755. Он реализован в двух формах: 5 и 5-авт (для автоматизированного учета).
Когда составлять мемориальный ордер 5
Учетные документы составляйте после того, как завершите все хозяйственные операции за месяц.
Если речь идет о зарплате, начисляйте ее, когда получите табель учета рабочего времени и другие документы.
Мемориальный ордер 5 или 5-авт составляйте в начале следующего месяца за отчетным. Суммы начислений и удержаний следует распределить по субсчетам бухгалтерского учета. Это не только суммы зарплаты, стипендий, больничные, декретные, но и суммы ЕСВ, НДФЛ, военный сбор, суммы профвзносов, удержание алиментов и другие.
То есть мемориальный ордер 5 заполняйте после начисления работникам соответствующих выплат и удержания из них налогов, сборов и других удержаний.
Основание для составления МО № 5
Составляйте этот ордер на основании расчетно-платежных ведомостей. Их оформляйте на основании документов, без которых невозможно начислить зарплату, другие выплаты работникам или стипендию ученикам, студентам.
Мемориальный ордер № 5 составляем с учетом всех документов, поступивших в отчетном месяце в бухгалтерию и на основании которых начислены соответствующие выплаты, ЕСВ, удержаны налоги, сборы и другие содержания. Так, вам могут понадобиться выдержки из приказов о приеме (зачислении) на работу, выдержки о принятии студентов на обучение, приказы об увольнении работников или отчислении студентов и тому подобное. Все эти документы нужно будет добавить к мемориальному ордеру № 5. Каждый их лист суммируем и отмечаем общее количество в ордере как количество приложений.
Как составлять мемориальный ордер № 5
Мемориальный ордер 5 обобщает операции по начислению по:
1. кредиту — субсчетов:
- 6511 «Расчеты по заработной плате»,
- 6512 «Расчеты по выплате стипендий, пенсий, пособий и других трансфертов населению»,
- 6313 (6323) «Расчеты по общеобязательному государственному социальному страхованию»;
2. дебету — расходных субсчетов:
- 8011, 8111 «Расходы на оплату труда»,
- 8012, 8112 «Отчисления на социальные мероприятия».
Прежде чем рассмотреть, как заполнять мемориальный ордер 5, кроме указанных операций, в нем отражаем операции по содержанию, то есть операции, отраженные по дебету субсчетов 6511, 6512 и кредиту субсчетов 6311, 6313, 6416, 6513-6518.
Рассмотрим, как заполнять вступительную, основную и конечную части форм (5 и 5-авт).
Вступительная часть
Во вступительной части мемориальный ордер 5 содержит информацию о:
- названии учреждения, в котором бухгалтер начисляет зарплату;
- его коде ЕГРПОУ;
- коде МО 5 по Государственному классификатору управленческой документации (ГКУД). Для всех мемориальных ордеров он одинаков — 0410009;
- месяце и годе, за который начислена работникам зарплата;
- единицах измерения, в которых указываем суммы начислений и удержаний.
Основная часть
Основную часть ордера печатаем с двух сторон: титульной и обратной. Титульная сторона вмещает табличную форму с 5 колонок. Мемориальный ордер 5 и 5-авт имеют одинаковые реквизиты (колонки):
- порядковый номер операции;
- ее содержание;
- дебет субсчета;
- кредит субсчета;
- сумма операции.
В ордере 5-авт реквизит «Дебет субсчета» дополнительно содержит сведения о коде экономической классификации, по которому осуществлена соответствующая операция. То есть как и любой другой мемориальный ордер, мемориальный ордер 5 содержит сведения о корреспонденции субсчетов по таким операциям как:
- начислена зарплата работникам;
- начислена оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности;
- начислены стипендии;
- начислен ЕСВ;
- удержан НДФЛ;
- удержан военный сбор;
- удержаны профсоюзные взносы;
- удержаны алименты и т.д.
Приведем пример заполнения мемориального ордера № 5 в части корреспонденции субсчетов, если согласно расчетно-платежным ведомостям за август текущего года:
1. начислено:
- 114 212,38 грн зарплаты,
- 5 175,50 грн – больничные за первые 5 дней;
- 2 112,12 грн – больничные за счет ФСС;
- 26 730,00 грн ЕСВ;
2. удержано:
- 19 710,00 грн – НДФЛ,
- 1822,50 грн – военный сбор,
- 1215,00 грн – профсоюзные взносы,
- 4253,60 грн – алименты.
Отразим эти суммы в мемориальном ордере.
№ п/п | Содержание операции | Дебет субсчета | Кредит субсчета | Сумма |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Начислена зарплата | 8011 | 6511 | 114 212,38 |
2 | Начислено пособие по временной потере трудоспособности (за счет учреждения) | 8011 | 6511 | 5175,50 |
3 | Начислено пособие по временной потере трудоспособности (за счет ФСС) | 2114 | 6511 | 2112,12 |
2 | Начислен ЕСВ | 8012 | 6313 | 26 730,00 |
3 | Удержан НДФЛ | 6511 | 6311.1 | 19 710,00 |
4 | Удержан военный сбор | 6511 | 6311.2 | 1822 50 |
5 | Удержаны профвзносы | 6511 | 6516 | 1215,00 |
6 | Удержаны алименты | 6511 | 6518 | 4553,60 |
Итого: | 5768,60 | |||
Сумма оборотов по мемориальному ордеру: | 5768,60 |
Мемориальный ордер 5 и 5-авт имеет одинаковые реквизиты на обратной стороне ордера:
- порядковый номер;
- код программной классификации + вид средств спецфонда + наименования учреждений, которые обслуживает бухгалтерия;
- номер сведения, подтверждающий начисление соответствующей выплаты;
- начислено (по отдельным видам);
- удержано (по отдельным видам);
- сумма к выдаче;
- долг за работником;
- начислены взносы (по отдельным видам).
То есть мемориальный ордер № 5 составляем один. Но цифры по номерам ведомости, начисления, удержания, суммы к выдаче, долг за работником и суммы начисленного ЕСВ приводим отдельно по:
- общим и специальным фондами в разрезе каждого КПК;
- учреждениям, которые обслуживает бухгалтерия, в разрезе каждого КПК.
По каждому КПК суммируем эти суммы для общего и спецфондов, учреждений, которые обслуживает бухгалтерия.
Мемориальный ордер 5 по реквизитам «Начислено» и «Удержано» разделяется на 10 дополнительных реквизитов, по реквизиту начислено взносов — на 5 дополнительных реквизитов. Так, в реквизите «Начислено» расписываем суммы зарплаты, начисленные всем штатным работникам и отдельно по штатным работникам, которые:
- работают на полную ставку;
- работают на условиях неполной рабочей недели;
- имеют инвалидность и т.д.
В реквизите «Начислено», который содержит мемориальный ордер 5 бланк, расписываем суммы зарплаты внештатных работников в разрезе КЭКР, по которым она выплачена. Отдельно приводим суммы начисленного пособия по временной нетрудоспособности, отмечая количество календарных дней, за которые она начислена.
Сумму всех удержаний (общей суммы) отмечаем в реквизите «Удержано», который содержит мемориальный ордер 5. И отдельно расписываем суммы удержанных:
- аванса за первую половину месяца;
- НДФЛ;
- военного сбора;
- профсоюзных взносов;
- алиментов;
- остатка долга за работником;
- выплат в межрасчетный период и т.д.
В реквизите «Начислено ЕСВ» приводим общую сумму начисленного взноса, а также в разрезе штатных работников, внештатных работников, работников с инвалидностью, работников, работающих на условиях неполной рабочей недели. Если есть работники с инвалидностью, то вверху в графе 30 и 31 обязательно надо отметить ставки ЕСВ (22% – для обычных работников, 8,41% – для работников, имеющих инвалидность или другие ставки, если применяются).
Заключительная часть
Титульный лист подписывает бухгалтер, который его составил. Он отмечает количество листов документов, на основании которых он составлен. После этого проверяет правильность составления ордера лицо, на которое возложена такая обязанность должностной инструкцией. Если по результатам проверки мемориальный ордер 5 не содержит разногласий, его подписывает главный бухгалтер. По каждой подписи отмечаем должность соответствующего лица, его инициалы и фамилию. После подписания проставляем дату.