Рамочное соглашение в сфере публичных закупок

RU UA
Кто, когда и как ее заключает рамочное соглашение? Каков порядок проведения закупки оно предусматривает? Ответы найдете в статье.

Так, рамочное соглашение урегулировано на законодательном уровне — статьей 13 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее — Закон № 922). А механизм его заключения и исполнения подробно прописан в Порядке заключения и выполнения рамочных соглашений, утвержденном приказом Минэкономразвития от 15.09.2007 № 1372 (далее — Порядок № 1372).

Определение, что такое рамочное соглашение, содержит статья 1 Закона № 922.

Рамочное соглашение это сделка, которую заключают один или несколько заказчиков (централизованные закупочные организации, далее — ЦЗО) в порядке, установленном Законом № 922, с одним или несколькими участниками процедуры закупки, чтобы определить основные условия закупки отдельных товаров и услуг для заключения соответствующих договоров о закупке в течение срока действия рамочного соглашения.

То есть когда нескольким заказчикам нужно закупить одну и ту же продукцию (один и тот же предмет закупки), чтобы выбрать поставщика, они могут провести закупки, заключив рамочное соглашение. Так удастся объединить однородные повторяющиеся закупки в рамках одной процедуры торгов. И не нужно будет каждый раз для таких стандартных закупок проводить повторные торги.

Поэтому очевидна экономия средств и времени таких заказчиков.

Есть еще и ряд других преимуществ, которые дает заказчикам и участникам рамочное соглашение публичные закупки.

Прежде всего стоит упомянуть о таком преимуществе, как возможность наладить длительное деловое сотрудничество. Ведь рамочное соглашение можно заключать сроком до четырех лет. К тому же можно сформировать сводную потребность в интересах нескольких заказчиков и провести меньшее количество торгов.

Конечно, рамочные соглашения имеют не только плюсы. Они могут нести и потенциальные риски. А именно:

  • ограничение конкуренции на рынке на время действия рамочного соглашения;
  • уменьшенная гибкость заказчика в случае появления более качественных и новейших товаров (по тем же или даже более низким ценам) и продавцов;
  • заказчик вправе отказаться заключить договор о закупке по рамочному соглашению.

Как видим, риски есть, и заказчики в своей работе должны обязательно о них помнить.

Проводят закупки по рамочному соглашению в порядке, предусмотренном для процедуры открытых торгов. Попробуем овладеть самим механизмом «рамок».

Рамкова угода в сфері публічних закупівель
Наталія Шимкозаступник директора Департаменту регулювання публічних закупівель — начальник відділу політики публічних закупівель Мінекономрозвитку
До цього часу не всі замовники розуміють, що таке закупівлі за рамковою угодою, в чому їх переваги та як їх проводити. Пояснимо, як відбувається процедура закупівлі та як укладати рамкову угоду.

Кто и когда заключает рамочное соглашение

Любой заказчик имеет право проводить процедуры закупок, чтобы приобрести товары или услуги по рамочным соглашениям. Перечень товаров и услуг, которые могут закупать заказчики по таким сделкам, пока никакими нормами не ограничен (в отличие от требований, под которые попадало рамочное соглашение).

Закупку по рамочным соглашениям могут проводить:

  • заказчик;
  • ЦЗО в интересах заказчиков.

Соответственно, рамочное соглашение заключают:

Кто

При каких условиях

заказчик и участники-победители

если закупку по такой сделке проводит заказчик

ЦЗО, все заказчики, в интересах которых проводится такая закупка, а также все участники-победители

если закупку по такой сделке проводит ЦЗО

Стороны рамочного соглашения заключают его, руководствуясь:

  • Гражданским кодексом Украины;
  • Хозяйственным кодексом Украины;
  • Законом № 922;
  • Порядком № 1372.

И что важно — рамочные соглашения должны действовать по строгим законодательным нормам с соблюдением принципов публичных закупок:

  • конкуренции;
  • равного отношения;
  • прозрачности.

В любом случае заказчик не может пренебрегать и общим правилам публичных закупок.

Как планировать закупку по рамочному соглашению

Необходимым условием процедур публичных закупок является их наличие в годовом плане закупок (ч. 1 ст. 4 Закона № 922).

Поэтому каждую закупку следует запланировать в годовом плане по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 № 490 (далее — Приказ № 490).

Однако при планировании закупки по рамочному соглашению заказчики не только руководствуются статьей 4 Закона № 922, но и учитывают требования Порядка № 1372. Что же требует Порядок № 1372 в части планирования? Все зависит от того, заказчик или ЦЗО будет проводить закупку по рамочному соглашению.

Если такую ​​закупку будет проводить заказчик, он и будет составлять план. В таком случае он учитывает важный нюанс: когда будет указывать размер бюджетного назначения по смете или ожидаемую стоимость предмета закупки в годовом плане, укажет ориентировочный годовой объем закупки. А если рамочное соглашение он заключает на срок менее одного года, — ориентировочный объем такой закупки.

Если же закупку в интересах заказчика будет проводить ЦЗО, на ее плечи ляжет и планирование такой закупки. Зато заказчик в своем годовом плане эту закупку не будет отражать.

ЦЗО публикует в своем годовом плане закупок информацию о такой закупке. В нем она дополнительно отмечает для заказчиков, в интересах которых она производит закупку:

  • наименование;
  • местонахождение;
  • код ЕГРПОУ.

Если рамочное соглашение заключают на срок более одного года, в последующие годы в годовом плане закупок заказчика/ЦЗО в поле «Примечания» указывают номер процедуры закупки в ЭСЗ, по которой стороны заключили рамочное соглашение.

Каков порядок закупки

Как мы говорили, рамочное соглашение предусматривает такой же порядок закупки, как и открытые торги. Но — по особым правилам, установленным Порядком № 1372.

По объявлению о проведении закупки по рамочному соглашению, то его заказчик/ЦЗО публикует по форме объявления о проведении открытых торгов, утвержденной Приказом № 490. Однако должен заполнить также «особые» поля:

  • срок, на который заключается рамочное соглашение;
  • количество участников, с которыми будет заключено рамочное соглашение о закупке. Это поле можно не заполнять, если рамочное соглашение заключат с одним участником;
  • наименование, местонахождение и код ЕГРПОУ заказчиков, в интересах которых проводят закупку по рамочному соглашению, — если такую ​​закупку проводит ЦЗО;
  • ожидаемую цену за единицу товара (услуги).

Имеет свои особенности и тендерная документация. В ней указывают также:

  • ориентировочные сроки и/или графики, по которым поставщики будут поставлять товары (оказывать услуги);
  • проект рамочного соглашения, содержание которого должно соответствовать требованиям, определенным в разделе IV Порядка № 1372. В проекте определяют все существенные условия договора о закупке. Если, конечно, речь не идет о закупке по рамочному соглашению по конкурентному отбору, когда установить все существенные условия невозможно.

Заказчик/ЦЗО может потребовать от участника предоставить обеспечение тендерного предложения (п. 4 разд. 3 Порядка № 1372). Однако размер такого обеспечения Минэкономразвития ограничил. Так, в денежном выражении он не может превышать:

Сколько

При каком условии

3% ориентировочного годового объема закупки

если рамочное соглашение стороны заключили на несколько лет

3% ориентировочного объема закупки

если рамочное соглашение стороны заключили меньше чем на один год

В своем тендерном предложении участники обязательно отмечают цену за единицу товара (услуги).

К тому же и подача тендерного предложения участниками, и возвращение обеспечения тендерного предложения должны происходить по требованиям Закона № 922.

Чтобы закупка по рамочному соглашению состоялась, должны поступить не менее трех тендерных предложений от трех участников. Если заказчик/ЦЗО получит менее трех предложений или к оценке будут допущены менее трех предложений, он должен будет соблюсти требования абзацев 5 и 6 части 1 статьи 31 Закона № 922 и отменить закупку.

Лілія Лахтіоновадиректорка департаменту регулювання публічних закупівель Мінекономіки
Сфера публічних закупівель на порозі істотних змін. Деякі з них мають гармонізувати національне законодавство з європейським, а решта — вдосконалити закупівельний процес. Які зміни чекають на замовника?

Как заключется рамковое соглашение

Заказчик/ЦЗО после рассмотрения и оценки тендерных предложений принимает решение о заключении рамочного соглашения. Далее после принятия такого решения в течение одного дня он должен разместить в ЭСЗ сообщение о намерении заключить рамочное соглашение по форме, утвержденной Приказом № 490.

В рамочном соглашении отмечают высокую цену за единицу товара (услуги) среди участников, которые определены победителями торгов.

Следует учесть общие правила к заключению рамочного соглашения, установленные пунктом 4 Порядка № 1372.

ВО-ПЕРВЫХ, рамочное соглашение заключается сторонами в соответствии с требованиями тендерной документации и предложения участника, которого определено победителем торгов.

ВО-ВТОРЫХ, со дня принятия решения о намерении заключить рамочное соглашение до собственно заключения рамочного соглашения не должно пройти 45 дней.

В-ТРЕТЬИХ, стороны не могут заключить рамочное соглашение ранее чем через 10 дней с даты опубликования в ЭСЗ сообщения о намерении заключить рамочное соглашение. Ведь должны быть обеспечены права участников на обжалование решения заказчика/ЦЗО.

Рамочное соглашение, которое подписали заказчик и минимум три участника-победителя, действующее для всех. Так же, как и рамочное соглашение ЦЗО, которое подписали по меньшей мере один из заказчиков, в интересах которых ЦЗО проводила закупку по рамочному соглашению, а также по меньшей мере три участника-победителя.

А как быть, если участники-победители или заказчики, в интересах которых ЦЗО проводила закупку, отказываются подписывать рамочное соглашение? Есть четкий порядок действий при следующих обстоятельствах. Так, если в 45-дневный срок рамочное соглашение не подписали или отказались его подписывать:

Кто

Какие последствия

один или несколько участников-победителей

такое рамочное соглашение является заключенным для тех участников-победителей, которые его подписали. Но только тогда, когда их не менее трех (абз. 1 п. 6 разд. V Порядка № 1372)

один или несколько заказчиков

такое рамочное соглашение является заключенным для тех сторон рамочного соглашения, которые его подписали. Но при условии, что рамочное соглашение подписали ЦЗО, по меньшей мере один из заказчиков, в интересах которого произведена закупка по рамочному соглашению, а также по меньшей мере трое участников-победителей (абз. 1 п. 6 разд. V Порядка № 1372)

Когда все стороны подписали рамочное соглашение, заказчик/ЦЗО должен обнародовать в ЭСЗ:

  • рамочное соглашение;
  • объявление со сведениями о рамочном соглашении, по форме, утвержденной Приказом № 490. Такое объявление обнародуют в течение семи дней со дня заключения рамочного соглашения.

Когда по рамочному соглашению заключают договор о закупке

Договор о закупке в случае «рамок» заключают:

  • заказчик, в т. ч. заказчик, в интересах которого проводилась закупка ЦЗО;
  • участник, признанный победителем отбора или конкурентного отбора.

Для этого со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке по рамочному соглашению они имеют лишь 10 дней. И что важно — договор должен быть заключен в течение срока действия предложения этого участника-победителя.

Если победитель отбора отказывается подписывать договор о закупке по рамочному соглашению, заказчик/ЦЗО отклоняет предложение такого участника и определяет победителя среди участников, срок действия предложения которых еще не истек

Участник, который подписал договор о закупке по рамочному соглашению, не вправе:

  • передавать (отступать) права и обязанности по такому договору любым другим лицам;
  • возлагать исполнение обязательств по ним на любое другое лицо.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді