Так, рамочное соглашение урегулировано на законодательном уровне — статьей 13 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее — Закон № 922). А механизм его заключения и исполнения подробно прописан в Порядке заключения и выполнения рамочных соглашений, утвержденном приказом Минэкономразвития от 15.09.2007 № 1372 (далее — Порядок № 1372).
Определение, что такое рамочное соглашение, содержит статья 1 Закона № 922.
Рамочное соглашение — это сделка, которую заключают один или несколько заказчиков (централизованные закупочные организации, далее — ЦЗО) в порядке, установленном Законом № 922, с одним или несколькими участниками процедуры закупки, чтобы определить основные условия закупки отдельных товаров и услуг для заключения соответствующих договоров о закупке в течение срока действия рамочного соглашения.
То есть когда нескольким заказчикам нужно закупить одну и ту же продукцию (один и тот же предмет закупки), чтобы выбрать поставщика, они могут провести закупки, заключив рамочное соглашение. Так удастся объединить однородные повторяющиеся закупки в рамках одной процедуры торгов. И не нужно будет каждый раз для таких стандартных закупок проводить повторные торги.
Поэтому очевидна экономия средств и времени таких заказчиков.
Есть еще и ряд других преимуществ, которые дает заказчикам и участникам рамочное соглашение публичные закупки.
Прежде всего стоит упомянуть о таком преимуществе, как возможность наладить длительное деловое сотрудничество. Ведь рамочное соглашение можно заключать сроком до четырех лет. К тому же можно сформировать сводную потребность в интересах нескольких заказчиков и провести меньшее количество торгов.
Конечно, рамочные соглашения имеют не только плюсы. Они могут нести и потенциальные риски. А именно:
- ограничение конкуренции на рынке на время действия рамочного соглашения;
- уменьшенная гибкость заказчика в случае появления более качественных и новейших товаров (по тем же или даже более низким ценам) и продавцов;
- заказчик вправе отказаться заключить договор о закупке по рамочному соглашению.
Как видим, риски есть, и заказчики в своей работе должны обязательно о них помнить.
Проводят закупки по рамочному соглашению в порядке, предусмотренном для процедуры открытых торгов. Попробуем овладеть самим механизмом «рамок».
Кто и когда заключает рамочное соглашение
Любой заказчик имеет право проводить процедуры закупок, чтобы приобрести товары или услуги по рамочным соглашениям. Перечень товаров и услуг, которые могут закупать заказчики по таким сделкам, пока никакими нормами не ограничен (в отличие от требований, под которые попадало рамочное соглашение).
Закупку по рамочным соглашениям могут проводить:
- заказчик;
- ЦЗО в интересах заказчиков.
Соответственно, рамочное соглашение заключают:
Кто | При каких условиях |
заказчик и участники-победители | если закупку по такой сделке проводит заказчик |
ЦЗО, все заказчики, в интересах которых проводится такая закупка, а также все участники-победители | если закупку по такой сделке проводит ЦЗО |
Стороны рамочного соглашения заключают его, руководствуясь:
- Гражданским кодексом Украины;
- Хозяйственным кодексом Украины;
- Законом № 922;
- Порядком № 1372.
И что важно — рамочные соглашения должны действовать по строгим законодательным нормам с соблюдением принципов публичных закупок:
- конкуренции;
- равного отношения;
- прозрачности.
В любом случае заказчик не может пренебрегать и общим правилам публичных закупок.
Как планировать закупку по рамочному соглашению
Необходимым условием процедур публичных закупок является их наличие в годовом плане закупок (ч. 1 ст. 4 Закона № 922).
Поэтому каждую закупку следует запланировать в годовом плане по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 № 490 (далее — Приказ № 490).
Однако при планировании закупки по рамочному соглашению заказчики не только руководствуются статьей 4 Закона № 922, но и учитывают требования Порядка № 1372. Что же требует Порядок № 1372 в части планирования? Все зависит от того, заказчик или ЦЗО будет проводить закупку по рамочному соглашению.
Если такую закупку будет проводить заказчик, он и будет составлять план. В таком случае он учитывает важный нюанс: когда будет указывать размер бюджетного назначения по смете или ожидаемую стоимость предмета закупки в годовом плане, укажет ориентировочный годовой объем закупки. А если рамочное соглашение он заключает на срок менее одного года, — ориентировочный объем такой закупки.
Если же закупку в интересах заказчика будет проводить ЦЗО, на ее плечи ляжет и планирование такой закупки. Зато заказчик в своем годовом плане эту закупку не будет отражать.
ЦЗО публикует в своем годовом плане закупок информацию о такой закупке. В нем она дополнительно отмечает для заказчиков, в интересах которых она производит закупку:
- наименование;
- местонахождение;
- код ЕГРПОУ.
Если рамочное соглашение заключают на срок более одного года, в последующие годы в годовом плане закупок заказчика/ЦЗО в поле «Примечания» указывают номер процедуры закупки в ЭСЗ, по которой стороны заключили рамочное соглашение.
Каков порядок закупки
Как мы говорили, рамочное соглашение предусматривает такой же порядок закупки, как и открытые торги. Но — по особым правилам, установленным Порядком № 1372.
По объявлению о проведении закупки по рамочному соглашению, то его заказчик/ЦЗО публикует по форме объявления о проведении открытых торгов, утвержденной Приказом № 490. Однако должен заполнить также «особые» поля:
- срок, на который заключается рамочное соглашение;
- количество участников, с которыми будет заключено рамочное соглашение о закупке. Это поле можно не заполнять, если рамочное соглашение заключат с одним участником;
- наименование, местонахождение и код ЕГРПОУ заказчиков, в интересах которых проводят закупку по рамочному соглашению, — если такую закупку проводит ЦЗО;
- ожидаемую цену за единицу товара (услуги).
Имеет свои особенности и тендерная документация. В ней указывают также:
- ориентировочные сроки и/или графики, по которым поставщики будут поставлять товары (оказывать услуги);
- проект рамочного соглашения, содержание которого должно соответствовать требованиям, определенным в разделе IV Порядка № 1372. В проекте определяют все существенные условия договора о закупке. Если, конечно, речь не идет о закупке по рамочному соглашению по конкурентному отбору, когда установить все существенные условия невозможно.
Заказчик/ЦЗО может потребовать от участника предоставить обеспечение тендерного предложения (п. 4 разд. 3 Порядка № 1372). Однако размер такого обеспечения Минэкономразвития ограничил. Так, в денежном выражении он не может превышать:
Сколько | При каком условии |
3% ориентировочного годового объема закупки | если рамочное соглашение стороны заключили на несколько лет |
3% ориентировочного объема закупки | если рамочное соглашение стороны заключили меньше чем на один год |
В своем тендерном предложении участники обязательно отмечают цену за единицу товара (услуги).
К тому же и подача тендерного предложения участниками, и возвращение обеспечения тендерного предложения должны происходить по требованиям Закона № 922.
Как заключется рамковое соглашение
Заказчик/ЦЗО после рассмотрения и оценки тендерных предложений принимает решение о заключении рамочного соглашения. Далее после принятия такого решения в течение одного дня он должен разместить в ЭСЗ сообщение о намерении заключить рамочное соглашение по форме, утвержденной Приказом № 490.
Следует учесть общие правила к заключению рамочного соглашения, установленные пунктом 4 Порядка № 1372.
ВО-ПЕРВЫХ, рамочное соглашение заключается сторонами в соответствии с требованиями тендерной документации и предложения участника, которого определено победителем торгов.
ВО-ВТОРЫХ, со дня принятия решения о намерении заключить рамочное соглашение до собственно заключения рамочного соглашения не должно пройти 45 дней.
В-ТРЕТЬИХ, стороны не могут заключить рамочное соглашение ранее чем через 10 дней с даты опубликования в ЭСЗ сообщения о намерении заключить рамочное соглашение. Ведь должны быть обеспечены права участников на обжалование решения заказчика/ЦЗО.
Рамочное соглашение, которое подписали заказчик и минимум три участника-победителя, действующее для всех. Так же, как и рамочное соглашение ЦЗО, которое подписали по меньшей мере один из заказчиков, в интересах которых ЦЗО проводила закупку по рамочному соглашению, а также по меньшей мере три участника-победителя.
А как быть, если участники-победители или заказчики, в интересах которых ЦЗО проводила закупку, отказываются подписывать рамочное соглашение? Есть четкий порядок действий при следующих обстоятельствах. Так, если в 45-дневный срок рамочное соглашение не подписали или отказались его подписывать:
Кто | Какие последствия |
один или несколько участников-победителей | такое рамочное соглашение является заключенным для тех участников-победителей, которые его подписали. Но только тогда, когда их не менее трех (абз. 1 п. 6 разд. V Порядка № 1372) |
один или несколько заказчиков | такое рамочное соглашение является заключенным для тех сторон рамочного соглашения, которые его подписали. Но при условии, что рамочное соглашение подписали ЦЗО, по меньшей мере один из заказчиков, в интересах которого произведена закупка по рамочному соглашению, а также по меньшей мере трое участников-победителей (абз. 1 п. 6 разд. V Порядка № 1372) |
Когда все стороны подписали рамочное соглашение, заказчик/ЦЗО должен обнародовать в ЭСЗ:
- рамочное соглашение;
- объявление со сведениями о рамочном соглашении, по форме, утвержденной Приказом № 490. Такое объявление обнародуют в течение семи дней со дня заключения рамочного соглашения.
Когда по рамочному соглашению заключают договор о закупке
Договор о закупке в случае «рамок» заключают:
- заказчик, в т. ч. заказчик, в интересах которого проводилась закупка ЦЗО;
- участник, признанный победителем отбора или конкурентного отбора.
Для этого со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке по рамочному соглашению они имеют лишь 10 дней. И что важно — договор должен быть заключен в течение срока действия предложения этого участника-победителя.
Если победитель отбора отказывается подписывать договор о закупке по рамочному соглашению, заказчик/ЦЗО отклоняет предложение такого участника и определяет победителя среди участников, срок действия предложения которых еще не истек
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"