Бесплатная передача основных средств в бюджетных учреждениях

RU UA
Автор
бухгалтер, експерт з питань бюджетної сфери, кандидат економічних наук, м. Чернігів
В бюджетной сфере бесплатная передача — распространенное явление. Когда происходит бесплатная передача основных средств? Как будет отличаться оценка актива в зависимости от ситуации и как отражать эти операции в бухучете? Рассмотрим подробнее.

Как оформляется бесплатная передача основных средств

Чтобы передать или получить основные средства года, следует оформить акт приема-передачи. Есть две его формы.

Безоплатна передача основних засобів в бюджетних установах Акт приема-передачи основных средств, форма которого утверждена приказом Минфина от 13.09.2016 № 818 (далее — Приказ № 818), применяем, когда бесплатная передача основных средств происходит между учреждениями в пределах одного органа управления имуществом. Также когда учреждение получает активы как благотворительную, гуманитарную помощь от субъектов хозяйствования частного сектора экономики. В последнем случае акт может быть составлен в одном экземпляре, а может и в двух, так как субъекты частного сектора тоже имеют право использовать формы первички по учету основных средств из Приказа № 818.

Безоплатна передача основних засобів в бюджетних установах Если учреждения, между которыми предстоит бесплатная передача основных средств, подчиняются разным органам управления имуществом, они составляют другой акт приема-передачи, форма которого приведена в приложении к Порядку подачи и рассмотрения предложений о передаче объектов с коммунальной в государственную собственность и образования и работы комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность, утвержденного постановлением КМУ от 21.09.1998 № 1482 (далее — Порядок № 1482).

Акт из Порядка № 1482 обязательно применять, когда происходит бесплатная передача основных средств в коммунальную собственность с государственной или наоборот — из коммунальной в государственную. Такой акт составляется только в четырех экземплярах (п. 10 Порядка № 1482).

Для разных форм актов предусмотрены разные порядки их составления. Акт по форме приказа № 818 в общем случае составляет комиссия учреждения, передающего основное средство. Если это невозможно, то тогда его составляет принимающее учреждение. Например, в ситуации получения основного средства от частного сектора как гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи и т.д. (акт в таком случае может быть в одном экземпляре). Комиссия осматривает актив, определяет по документам первоначальную стоимость или принимает меры для определения справедливой (рыночной) стоимости актива - если безвозмездная передача основных средств состоялась без первичных документов или в них не отражена сумма первоначальной стоимости и сумма износа. Профессиональный оценщик здесь не нужен и комиссия учреждения может сделать все самостоятельно, так как данная ситуация не считается переоценкой основных средств, когда по законодательству требуется профессиональная оценка.

Процедура бесплатной передачи имущества в бюджетных учреждениях

При передаче имущества другому бюджетному учреждению следует учесть следующее:

  • решение принимается собственником, то есть субъектом управления. Для коммунального имущества должно быть решение соответствующего местного совета. инициатором может являться как субъект управления, так и учреждение. В последнем случае следует подать обоснованное заявление и согласие учреждения, принимающего на баланс актив. Также нужно представить ведомость расчета стоимости такого основного средства, которое планируется передать.
  • решение о передаче имущества следует оформить приказом. В нем должна быть ссылка на решение владельца.
  • к составленному акту приемки-передачи следует добавить первичные документы (или их копии), которые являются доказательством стоимости передаваемого основного средства. Например, накладные на его приобретение в прошлом и т.п. Можно добавить выписку из учетного регистра по приобретению основного средства, где отображается как формировалась его первоначальная стоимость (цена приобретения, расходы на доставку и т.п.).

В целом руководствоваться следует Порядком № 1482, Приказом № 818 и нормативными документами, которые приняты местным советом.

Бесплатная передача основных средств другому учреждению

Если есть решение о передаче соответствующего актива другому учреждению, соответствующая комиссия составляет акт приема-передачи. Одновременно с этим бухгалтером учреждения, передающего актив, списывается первоначальная (переоцененная) стоимость актива и сумма износа, начисленного за время эксплуатации основного средства.

Безвозмездная передача основных средств в бюджетных учреждениях сопровождается разной корреспонденцией, отличающейся для основных средств:

  • передающие по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять имуществом;
  • переданы субъектами государственного сектора в пределах соответствующего бюджета;
  • которые выбывают в случаях, предусмотренных законодательством, или списываются.

Проводки для бесплатной передачи основных средств

Содержание хозяйственной операции

Проводки

Сумма

Дт

Кт

Первоначальная стоимость основного средства — 100 тыс. грн, накопленный износ на момент выбытия — 20 тыс. грн.

Учреждения подчиненные разным органам управления, которые финансируются из разных бюджетов

Насчитывает износ за месяц выбытия

8014

1411

100

Относим на расходы остаточную стоимость основного средства

8411

10

80000

Списано основное средство в сумме начисленного износа (20000 грн включает и износ начисленный за месяц выбытия 100 грн)

1411

10

20000

Закрываем счета расходов в конце квартала

5511

8014

100

5511

8411

80000

Относим первоначальную стоимость актива на финрезультат выполнения сметы первоначальную стоимость объекта основных средств при списании

5111

5512

100000

Учреждения подчиненные одному органу управления или финансируются из одного бюджета

Списываем стоимость основного средства при его передаче на уменьшение внесенного капитала

5111

10

100000

Начисляем износ за месяц выбытия

8014

1411

100

Закрываем счета расходов в конце квартала

5511

8014

100

Списываем основное средство на сумму начисленного износа (20000 грн включая и износ начисленный за месяц выбытия 100 грн)

1411

5511

20000

Бесплатное получение активов

Различия в учете существуют в избрании стоимости основного средства и признании дохода. Все зависит от того, откуда поступило основное средство. Так, при поступлении основного средства выбирается следующая стоимость:

  • первоначальная стоимость (по учету учреждения, которое передало) — если передача происходит между бюджетными учреждениями независимо от их органа управления;
  • справедливая (рыночная) стоимость — если прием основного средства происходит от частного сектора. Она также применяется, если достоверная информация о первоначальной стоимости по тем или иным причинам отсутствует. Определить ее можно, например по ценам продажи подобных активов.

Во всех случаях стоимость актива следует увеличить на сопутствующие расходы, если их понесла принимающая сторона: транспортировка, монтаж и т.п.

Доход следует признавать только тогда, когда передача была между разными бюджетами или основное средство поступает из частного сектора (Кт 7511). Если же все произошло между управляемыми учреждениями, например органом коммунального имущества местного совета, то доход признавать не следует (сразу Кт 5511).

Еще одним неотъемлемым вопросом подобных операций является вопрос отражения износа от предыдущего владельца. Его следует тоже "оприходовать", если передача происходит между бюджетными учреждениями (он должен быть в акте приема-передачи). Если же основное средство ставится на баланс по справедливой стоимости, например при поступлении из частного сектора, то понятно, что его износ от предыдущего владельца уже не нужен. Такие требования содержатся в п. 8 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 и п. 5 раздела III Методрекомендаций по учету основных средств субъектов государственного сектора.

Проводки для бесплатного приема основных средств

Содержание хозяйственной операции

Проводки

Сумма

Дт

Кт

Первоначальная стоимость основного средства — 100 тыс. грн, накопленный износ на момент выбытия — 20 тыс. грн., справедливая стоимость 70 тыс. грн

Учреждения подчиненные разным органам управления, которые финансируются из разных бюджетов

Оприходуем актив на сумму первоначальной стоимости по акту приема-передачи

10

2117

100000

Начисляем доход по необменной операции (составляем справку о поступлении в натуральной форме и подаем в орган Казначейства)

2313

7511

100000

Отражаем кассовые расходы

2117

2313

100000

Увеличиваем внесенный капитал на стоимость полученный основных средств

7511

5111

100000

Уменьшаем внесенный капитал на сумму оприходованного износа от прошлого владельца

5111

1411

20000

Учреждения подчиненные одному органу управления или финансируются из одного бюджета

Оприходуем основное средство по первоначальной стоимости

10

5111

100000

Уменьшаем внесенный капитал на сумму оприходованного износа от прошлого владельца

5111

1411

20000

Основное средство принимается от субъекта частного сектора

Оприходуем основное средство по справедливой стоимости

10

2117

70000

Начисляем доход по необменной операции (составляем справку о поступлении в натуральной форме и подаем в орган Казначейства)

2313

7511

70000

Отражаем кассовые расходы

2117

2313

70000

Уменьшаем внесенный капитал на стоимость полученный основных средств

7511

5111

70000

Если начисляется доход при получении основного средства, то еще надо составить и подать органу Казначейства справку о поступлении в натуральной форме на сумму первоначальной стоимости полученного актива (не позднее последнего рабочего дня месяца, в котором получен актив). Форма справки отличается от бюджета, из которого финансируется учреждение. Так их можно найти в:

  • если учреждение финансируется из государственного бюджета — в приложении 37 к Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденном приказом Минфина от 24.12.2012 № 1407. Это "Справка о поступлении в натуральной форме";
  • если учреждение финансируется из местного бюджета — в приложении 25 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 № 938. Тоже "Справка о поступлении в натуральной форме".

Стоимостной критерий при приеме-передаче основных средств

С 1 января 2021 бюджетные учреждения получили возможность самостоятельно определять себе стоимостный критерий разделения основных средств (ОС) и малоценных внеоборотных материальных активов (МНМА). Так делают уже давно на предприятиях коммерческого сектора. Большинство предприятий в своей учетной политике используют критерий по пп. 14.1.138 НКУ, где он с 23.05.2020 г. вырос с 6000 грн. до 20 000 грн. Бюджетникам тоже рекомендуем взять именно этот – 20 000 грн. Конечно, если хотите изменений, ведь можно и оставить все, как было — 6000 грн, ведь бюджетники и так не плательщики налога на прибыль и обращать внимание на цифру НКУ вообще им не обязательно. Это может быть и 6000 грн., и 10 000 грн., и 15 000 грн. и т.д.

Однако, обратите внимание, что:

  • если даже увеличите стоимостный критерий, то перечислять что-либо "задним числом" будет не нужно. По НП(С)БУГС 125 "Изменения учетных оценок и исправления ошибок" это изменение учетных оценок, а не ошибка, поэтому все остается, как было;
  • новый критерий будет работать только к тем объектам, которые будут поступать после изменения критерия.

Стоимостные признаки предметов, входящих в состав МНМА, учреждение определяет в учетной политике с обоснованием критериев определения таких признаков (абзац тринадцатый п. 1 разд. II Методрекомендаций по учетной политике субъекта государственного сектора, приказ Минфина от 23.01.2015 № 11) . Поэтому изменения стоимостного критерия МНМА, как и любые другие изменения в учетной политике, учреждение должно согласовать с учреждением высшего уровня или главным распорядителем.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді