Приказ о вводе в эксплуатацию основных средств - образец

RU UA
⚡️ Как правильно оформить приказ о вводе в эксплуатацию основных средств в бюджетных учреждениях - смотрите в образце, также приводим образец заполнения 2021.

Как вводят в эксплуатацию основное средство

Основное средство (ОС) - это объект материальной формы, который бюджетное учреждение планирует использовать свыше 1 года (машины, оборудование, автотранспорт, здания, сооружения, земля, а также приборы, мебель, инвентарь и т.д.).

Для ввода в эксплуатацию основных средств в бюджетных учреждениях используем:

  • НП (С) БУГС 121 "Основные средства";
  • Методрекомендации по бухучету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 № 11 (далее - методрекомендации №11);
  • Порядок составления типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора, утвержденный приказом Минфина от 13.09.2016 № 818 (далее - Порядок № 818).

П’ять прикладів небезпечних порушень

Ввод основного средства в эксплуатацию происходит в такой последовательности:

  • руководитель назначает комиссию. Лучше всего создать постоянную комиссию и утвердить положение о ней. Эта же комиссия будет заниматься и списанием ОС. Можно добавить пункты о комиссии в приказ об учетной политике учреждения или иной внутренний организационный документ. В состав комиссии включить лиц, обычно причастных к использованию и эксплуатации основных средств: заместителя руководителя по хозяйственной части, бухгалтера по учету необоротных активов, хотя бы одного технического специалиста (например, инженера).
  • комиссия осматривает объект и выносит решение: годен он к эксплуатации, его тип в бухучете и ожидаемый срок полезного использования. Если объект относится к малоценке, то должно быть соответствующее решение - это МНМА, МБП или основное средство. Для оформления решения может быть составлен протокол комиссии. Вместо протокола комиссия может составить акт ввода в эксплуатацию, подписать его и представить на подпись руководителю;
  • составляется приказ о приказ о вводе основного средства в эксплуатацию. Руководитель подписывает приказ;
  • руководитель подписывает акт ввода в эксплуатацию. Можно одновременно с приказом. Акт составляется в одном экземпляре;
  • бухгалтер присваивает объекту ОС уникальный инвентарный номер и заполняет инвентарную карточку учета ОС. Происходит это на основе акта и документации на объект.

Приказ о введении в эксплуатацию основных средств Приказ и акт - ключевые документы при вводе в эксплуатацию любого основного средства

Облікові перипетії за переоцінки ОЗ

Читати статтю експерта

Если основное средство приобретено, но еще не введено в эксплуатацию, его учитывают как несвершенные капитальные инвестиции (ч. 1 раздела IX Методрекомендаций №11). Это значит, что на него не надо пока начислять амортизацию (износ).

Со следующего месяца после ввода в эксплуатацию начинаем начислять амортизацию (п. 4 раздела V НП (С) БУГС 121). Кроме того, основное средство уже получает инвентарный номер и материально ответственное лицо.

Як без штрафів організувати роботу бухгалтерської служби? ►►► Пройдіть тест ✔️

Нужен ли приказ о вводе в эксплуатацию основных средств, если есть акт

На первый взгляд, на лицо дублирование одинаковых по содержанию документов. Однако с точки зрения документооборота, обязательны оба: приказ есть распоряжением по вводу в эксплуатацию основных средств, а акт о вводе в эксплуатацию основных средств- подтверждением выполненного действия.

Кроме того, акт содержит бухгалтерские и технические подробности, которых не приводят, как правило, в приказе о введении в эксплуатацию. Скажем, первоначальная стоимость, номер техпаспорта, краткая характеристика объекта, бухгалтерские счета для учета этого объекта ОС.

Поскольку акт подробнее идентифицирует объект ОС, рекомендуем готовить приказ о введении в эксплуатацию основных средств одновременно с бланком акта 2020, чтобы руководитель подписал сразу оба. Акт ввода в эксплуатацию бухгалтеру следует хранить вместе с копией соответствующего приказа.

Кроме этого, в приказе есть еще одна важная функция: он указывает на назначение основного средства: производственное (хозяйственное) или непроизводственное (нехозяйственное). Это важно при налоговых проверках, особенно если бюджетное учреждение зарегистрировано плательщиком НДС. Отсутствие приказа о введении в эксплуатацию налоговики могут расценить как нехозяйственное использования ОС и, как следствие, доначислить НДС по п. 198.5 НК при условии, что учреждение предварительно признало налоговый кредит при приобретении такого объекта.

Приказ о введении в эксплуатацию основных средств Нет приказа → нет хозяйственного использования объекта → доначисление НДС

Какую информацию должен содержать приказ о вводе в эксплуатацию группы основных средств

Ни НП (С) БУГС 121 ни Методрекомендации № 11 не содержат требований по приказу о введении в эксплуатацию ОС. С общих соображений он должен содержать:

  • назначение объекта ОС (производственное/непроизводственное) - нужно для налоговых целей. Например, должна быть фраза о зачислении его в состав производственных основных средств;
  • номер акта ввода в эксплуатацию ОС или их инвентарные номера. Это нужно для лучшей идентификации введенных приказом в эксплуатацию ОС;

  • место использования ОС;
  • ожидаемый срок полезного использования - с учетом приказа об учетной политике;
  • ликвидационную стоимость - если она определяется;
  • дату ввода объекта в эксплуатацию - объект ОС можно ввести и не обязательно в месяце составления приказа. Здесь бухгалтеру следует быть внимательным. Если приказ составлен в декабре 2019-го, а объект вводится с 1 января 2020 года, то амортизация будет начисляться только с февраля 2020;
  • назначение материально ответственного лица;
  • возможные дополнительные действия в отношении объекта основных средств. Возможно, с его работой надо ознакомить работников, перевезти в другое помещение и т.д.;
  • данные лица, на которое возложен контроль за выполнением приказа;
  • подписи причастных к вводу в эксплуатацию лиц, ознакомленых с приказом. Особенно подписи тех, кто был упомянут в приказе.

О методе амортизации в приказе можно не вспоминать, поскольку у бюджетников он только один - прямолинейный, а в малоценки метод 50/50.

Также в приказе можно не приводить первоначальную стоимость ОС, ведь ее рассчитывает бухгалтер, а не определяет комиссия или руководитель. К тому же первоначальная стоимость указывается в акте ввода в эксплуатацию, на котором ставит подпись об утверждении и руководитель.

Одним приказом можно ввести сразу несколько объектов ОС. Тем более, Порядок № 818 предусматривает, что даже Акт можно использовать один на введение нескольких объектов.

Облікові перипетії за переоцінки ОЗ

Приказ о введении в эксплуатацию малоценки

Если вводится в эксплуатацию малоценный необоротный материальный актив (МНМА), то порядок его введения такой же, как и остальных основных средств. Однако, в приказе стоит отметить, что объект вводится в эксплуатацию как МНМА. Название приказа при этом можно не менять - "приказ на ввод в эксплуатацию основных средств".

Единственный нюанс - МНМА можно присваивать не уникальные инвентарные номера на объекты, а номенклатурные (п. 3 раздела II Методрекомендациями № 11). Тогда МНМА одного типа (номенклатуры) и одинаковой стоимости будут иметь одинаковые номера.

Приказ ввода в эксплуатацию основных средств - образец

Приказ о введении в эксплуатацию основных средств образец приведен ниже.

Приказ о введении в эксплуатацию основных средств

Вебінарний марафон доя Дня бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді