Прожиточный минимум: законодательный и фактический
В далеком 1999 году Верховная Рада приняла закон о прожиточном минимуме, в котором заложила правовую основу для его установления, утверждения и учета при реализации государством конституционной гарантии граждан на достаточный жизненный уровень.
Прожиточный минимум – это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
Прожиточный минимум определяют нормативным методом в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения:
- детей младше 6 лет;
- детей от 6 до 18 лет;
- трудоспособных лиц;
- лиц, утративших трудоспособность.
Прожиточный минимум формируют на основе наборов, утвержденных постановлением КМУ от 11.10.2016 № 780, по Методике определения прожиточного минимума, утвержденной приказом Минсоцполитики, Минэкономики, Госстата от 03.02.2017 № 178/147/31. Его размер устанавливается в законе о госбюджете на соответствующий год.
Если сравнивать прожиточный минимум и стоимость жизни в 2000 году размер прожиточного минимума соответствовал минимальной месячной потребности человека для его существования. Если же сравнивать прожиточный минимум 2024 г. с 01 января, набор товаров и услуг, из которого его рассчитывают, все это далеко от реальности потребностей современного человека, живущего/существующего в стране с цифровизацией услуг, не говоря уже о существовании в условиях необъявленной войны и вооруженной агрессии.
Если взять эти наборы и рассчитать в сегодняшних ценах – получим фактический размер прожиточного минимума. Его размер существенно превышает размер прожиточного минимума, определенного в законе (законодательном). Так, фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц в ценах апреля 2023 года, который рассчитало Минсоцполитики, равен 7782 грн и это исходя из наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, утвержденных КМУ. В то время как законодательный прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2023 году составляет 2684 грн, что в 2,9 раза меньше фактического. Только по размеру этого показателя можно судить о реальности бюджета на 2024 год и показателях, которые в него заложены. Ведь прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2024 году увеличится до 3028 грн. или на 12,8%, фактический его размер прогнозируют выше 8000 грн.
Новый прожиточный минимум 2024 года по отношению к текущему году
Показатели | Размер, грн | Изменения | ||
2023 год | 2024 год | грн | % | |
Прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц | 2589,00 | 2920,00 | 331,00 | 12,78 |
в т. ч. для основных социальных и демографических групп населения:
| 2272,00 | 2563,00 | 291,00 | 12,81 |
| 2833,00 | 3196,00 | 363,00 | 12,81 |
| 2684,00 | 3028,00 | 344,00 | 12,82 |
| 2093,00 | 2361,00 | 268,00 | 12,80 |
Прожиточный минимум для трудоспособных граждан, который применяют для определения размер должностного оклада:
| 2102,00 | 2102,00 | 0,00 | 0,00 |
| 2102,00 | 2102,00 | 0,00 | 0,00 |
| 1600,00 | 1600,00 | 0,00 | 0,00 |
Для основных социальных и демографических групп населения произойдет повышение прожиточного минимума 2024 года на 12,8%, но между законодательным и фактическим прожиточным минимумом пропасть только увеличится, поскольку стоимость товаров, услуг растет.
Прожиточный минимум 2024 года: применение и влияние
Прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц (общий показатель) используется в государственной статистике. Прожиточный минимум 2024 г. для основных социальных и демографических групп населения необходим для определения минимальных размеров пособий, выплат, назначаемых государством (пенсии, социальные стипендии, социальные пособия, субсидии и т.п.).
Отдельно следует остановиться на прожиточном минимуме для трудоспособных лиц, применяемом для определения размера:
- должностных окладов;
- НСЛ и предельный доход для ее применения;
- сумм индексации;
- алиментов (минимального и гарантированного);
- судебного сбора и т.д.
Рассмотрим подробнее на что повлияет повышение прожиточного минимума.
- Завчасно утримали військовий збір за ставкою 5%: як виправити
- Інвентаризація-2024: відповіді на гарячі запитання
- Як перевіряє Держпраці під час воєнного стану
- Новації КЗпП: службова перевірка з відстороненням, звільнення за розголошення інформації
- Як зламаний спідометр не допоміг ревізорам виграти суд
Пенсия по возрасту
Прожиточный минимум 2024 для лиц, потерявших трудоспособность, это минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа. Если страхового стажа недостаточно, размер пенсии уменьшают пропорционально страховому стажу. Десять прожиточных минимумов составляют максимальный размер пенсии.
Минимальный и максимальный размер пенсии
Показатель | Размер, грн | |
2023 год | 2024 год | |
Прожиточный минимум для лиц, которые утратили трудоспособность | 2093,00 | 2361,00 |
Пенсия по возрасту:
| 2093,00 | 2361,00 |
| 20930,00 (2093,00 × 10) | 23610,00 (2361,00 × 10) |
Повышение прожиточного минимума 2024 г. приведет к увеличению минимального и максимального размеров пенсии по возрасту.
Социальная стипендия
Для студентов/курсантов учебных заведений, которые являются лицами из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, размер социальной стипендии зависит от размера прожиточного минимума. Для них социальная стипендия равна 150% размера прожиточного минимума.
Социальная стипендия
Показатель | Размер, грн | |
2023 год | 2024 год | |
Прожиточный минимум для:
| 2833,00 | 3196,00 |
| 2684,00 | 3028,00 |
Социальная стипендия для детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки:
| 4249,50 (2833,00 × 150%) | 4794,00 (3196,00 × 150%) |
| 4026,00 (2684,00 × 150%) | 4542,00 (3028,00 × 150%) |
Повышение прожиточного минимума 2024 г. приведет к увеличению размера социальной стипендии для студентов/курсантов учебных заведений, которые являются лицами из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки. Для других категорий получателей социальной стипендии повышение ее размера возможно по решениям КМУ.
Должностные оклады
Отдельные законы для отдельных категорий работников исполнительной, судебной властей устанавливают минимальные размеры должностных окладов. Но когда наблюдается сложная экономическая ситуация и неспособность бюджета обеспечить эти гарантии, в законе о госбюджете предусматривается прожиточный минимум для трудоспособных лиц, применяемый для определения размера должностного оклада:
- судьи;
- работников других госорганов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работники налоговых и таможенных органов;
- прокурора окружной прокуратуры.
В законе №10000 эти размеры прожиточного минимума заморозили как и в 2023 году. Так что должностные оклады не будут повышать. Как правило, разницу в прожиточных минимумах как недополученную зарплату взимают в судебном порядке.
Минимальный должностной оклад (тарифную ставку) устанавливают по статье 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 № 108/95-ВР в размере не менее прожиточного минимума 2024 бюджета, то есть ≥ 3028 грн. Для работников бюджетных учреждений этот показатель тоже играл немаловажную роль, ведь от его размера зависел рост должностных окладов. Так, раньше было соответствие: должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 тарифного разряда по ЕТС = прожиточный минимум для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. С 01.12.2021 его определяли с размера 2893 грн. Однако в 2024 году размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда по ЕТС возрастет и составит:
- 3195 грн – с 01.01.2024;
- 3600 грн – с 01.07.2024. Именно эти размеры использовались в проекте расходной части бюджета на оплату труда. В то же время в законе № 10000 предусмотрено повышение минимальной зарплаты со II квартала, а потому повышение должностного оклада работника 1 тарифного разряда по ЕТС возможно кварталом ранее.
Налоговая социльная льгота и предельный доход для ее применения
Если доход превышает предельный доход для применения налоговой социальной льготы (НСЛ), работник не имеет права на ее применение, налогооблагаемый доход не уменьшают на сумму льготы. Повышение прожиточного минимума 2024 года повлияет на размер базового (общего) НСП для любого налогоплательщика, поскольку его размер определяет НК как половину размера прожиточного минимума для трудоспособного лица. Предельный доход для применения НСЛ тоже определяют по размеру прожиточного минимума, увеличив его на коэффициент 1,4.
Прожиточный минимум, НСЛ и предельный доход
Показатели | Размер, грн | |
2023 год | 2024 год | |
Прожиточный минимум для трудоспособных особ | 2684,00 | 3028,00 |
Базовая (общая) НСЛ | 1342,00 (2684,00 × 50%) | 1514,00 (3028,00 × 50%) |
Граничный доход для ее применения | 3760,00 (2684,00 × 1,4) | 4240,00 (3028,00 × 1,4) |
Как и в прошлых годах ввиду предельного размера дохода для применения НСЛ применение НСЛ ограничено. Исключением будут работники, удерживающие двух или более детей до 18 лет, поскольку предельный доход для них увеличивают на количество детей. Так что бухгалтер для этих работников будет контролировать применение НСЛ.
Индексация зарплаты
В 2023 году зарплату не индексировали, поскольку закон приостановили действие. В 2024 году индексацию будут начислять на общих основаниях, начиная исчислять ИПЦ с 01.01.2024. Прожиточный минимум для трудоспособных лиц – это база, в пределах которой индексируют зарплату работника. Индексацию зарплаты в 2024 г. будут определять с размера 3028 грн.
Алименты
На законодательном уровне установлены размеры алиментов на одного ребенка:
- минимальный гарантированный ≥ 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста;
- минимальный рекомендуемый = размер прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.
Повышение прожиточного минимума в 2024 году автоматически повлечет увеличение на 12,8% минимального размера алиментов.
Минимальные гарантированные и рекомендованные размеры алиментов
Категория детей | Минимальные размеры алиментов, грн | |||
гарантированный | рекомендованный | |||
2023 год | 2024 год | 2023 год | 2024 год | |
Ребенок возрастом:
| 1136,00 | 1281,50 | 2272,00 | 2563,00 |
| 1416,50 | 1598,00 | 2833,00 | 3196,00 |
Совершеннолетний ребенок, который учится в высшем учебном заведении | 1342,00 | 1514,00 | 2684,00 | 3028,00 |
Обратите внимание, что прожиточный минимум для трудоспособных лиц применяют для определения размера алиментов на совершеннолетнего ребенка, который учится в высшем образовании.
Судебный сбор
Судебный сбор взимают в соответствующем размере от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд. Ставки судебного сбора определяет часть 2 статьи 4 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 № 3674-VI. Если заявление или жалобу подают в суд в электронном виде к ставке судебного сбора применяют коэффициент 0,8. Повышение прожиточного минимума 2024 года автоматически повлечет увеличение на 12,8% ставок судебного сбора, размер которых определяют по этому показателю.