Инвентаризация основных средств: порядок проведения
Инвентаризация основных средств - приказ на проведение
Инвентаризация основных средств не может начинаться и проходить как и когда кому вздумается. Поэтому руководитель сначала должен составить приказ на проведение инвентаризации.
В приказе руководитель учреждения определяет порядок проведения инвентаризации основных средств и других необоротных материальных активов, в том числе инвентаризации нематериальных активов:
- когда будет проводиться инвентаризация основных средств и других необоротных материальных активов, а также инвентаризация НМА (даты начала и окончания)
- перечень или группу активов, которые будут проверять;
- их объем;
- способ проверки (сплошной или выборочный)
- состав инвентаризационной комиссии;
- состав рабочих инвентаризационных комиссий;
- сроки предоставления инвентаризационных описей и результатов инвентаризации и тому подобное.
После этого все действия согласуются с председателем инвентаризационной комиссии. Если руководитель учреждения не определил график проведения инвентаризации (только предельные границы), эти графики утверждает (определяет) председатель инвентаризационной комиссии. А теперь, собственно, о графике.
Когда проводится инвентаризация основных средств
Инвентаризуют группы основных средств и другие необоротные материальные активы раз или несколько раз в год в зависимости от ситуации, сложившейся в учреждении. Рассмотрим это подробнее в таблице.
Инвентаризация основных средств и ПНМА
Вид активов | Количество активов, тыс. ед. | Условия для проведения | Когда проводить | Объем активов, % |
Земельные участки | ЛК | Перед составлением годовой отчетности
| Раз в 3 года | 100 |
Здания, сооружения | ||||
Инструменты, приборы, инвентарь | ЛК | Ежегодно | 100 | |
Раз в 3 года | > 30 | |||
Музейные фонды | Ежегодно | 100 | ||
3-30 | Раз в 3 года | > 30 | ||
30-300 | Раз в 5 лет | ≥ 20 | ||
300-500 | Раз в 7 лет | > 14 | ||
500-1000 | Раз в 10 лет | ≥ 10 | ||
> 1000 | Раз в 15 лет | > 6 | ||
Библиотечные фонды | Ежегодно | 100 | ||
100-500 | Раз в 5 лет | ≥ 20 | ||
> 500 | Раз в 10 лет | ≥ 10 | ||
Прочие основные средства и ПНМА (переданные в аренду, арендованные, на ответственном хранении, законсервированы, в ремонте и т.д.) | ЛК | Ежегодно | 100 | |
Активы, которые планируем сдавать в аренду | ЛК | Перед передачей в аренду | На дату передачи | 100 |
Основные средства и ПНМА | ЛК | В случае изменения органа управления | На дату изменения | 100 |
Активы на ответственном хранении у материально-ответственного лица (проводится при смене руководителя коллектива или по требованию члена коллектива) | ЛК | Изменение материально ответственных лиц | На дату приема-передачи | 100 |
Активы, часть которых повреждены или украдены | ЛК | В случае установления факта повреждения или кражи актива | На дату выявления этих фактов | Определяет руководитель учреждения |
Активы, которые определены в решении суда или решении контролирующего органа (проводится по требованию контролирующих органов или органов прокуратуры, правоохранительных органов) | ЛК | В случае поступления соответствующего решения | На дату, указанную в решении, но не ранее даты получения решения | 100 |
Условные обозначения: ЛК — любое количество активов |
Инвентаризация основных средств - кто проводит
Инвентаризуют основные средства работники учреждения, но в их должностные обязанности это не входит. Инвентаризация основных средств 2021 проводится инвентаризационной комиссией. Ее создает руководитель своим распорядительным документом. Именно он выбирает тех работников, которые будут инвентаризировать активы.
Руководитель выбирает и председателя комиссии. Им может быть собственное руководитель учреждения, его заместитель или руководитель структурного подразделения.
Членов комиссии выбирают из работников бухгалтерии и других работников, которые ориентируются в активах, их стоимости, состоянии и тому подобное. Материально-ответственные лица не являются членами комиссии, их в состав комиссии не включаем.
Если учреждение или госорган имеет структурные подразделения и соответственно активы в различных административно-территориальных единицах, инвентаризацию проводит не только инвентаризационная комиссия, но и рабочие инвентаризационные комиссии. Их состав также определяет руководитель учреждения.
В эти комиссии могут включаться материально-ответственные лица при одном условии, рабочая инвентаризационная комиссия будет проверять наличие активов другого материально-ответственного лица. То есть инвентаризация основных средств бюджетных учреждений будет проводиться рабочей инвентаризационной комиссией по месту хранения активов. При этом материально-ответственное лицо, у которого проверяют активы, не является членом рабочей инвентаризационной комиссии, которая инвентаризирует эти активы. Материально-ответственное лицо - член комиссии проверяет активы другого материально-ответственного лица.
Когда инвентаризацию в бюджетных учреждениях проводят по судебному решению, работники этого органа могут наблюдать за ее проведением. При этом членами комиссии они не являются. Такие лица лишь наблюдают за действиями инвентаризационной комиссии.
Подготовка к инвентаризации основных средств 2021
После получения приказа об инвентаризации председатель комиссии проводит инструктаж, доводит до членов инвентаризационной комиссии, рабочих инвентаризационных комиссии и материально-ответственных лиц графики проведения инвентаризации.
По каждому материально-ответственному лицу завершаем обработку первичных документов по оприходованию, выбытию (списанию) активов. Инвентаризация основных средств и инвентаризация НМА не осуществляются пока на дату инвентаризации не определены остатки (фактическое наличие) активов. Для удобства бухгалтерия распечатывает инвентаризационные описи с перечнем активов в разрезе материально-ответственных лиц, мест хранения (эксплуатации).
Фактическая проверка и оформление
Бланки инвентаризационных описей заполняются в части фактического наличия. Есть две формы, утвержденные приказом Минфина от 17.06.2015 № 572:
- инвентаризационная опись необоротных активов;
- инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.
В описании отмечаем:
- название учреждения;
- ее код ЕГРПОУ;
- дату составления описания;
- реквизиты приказа, по которому проводится инвентаризация;
- номер субсчета, на котором активы учитываются;
- местонахождение активов;
- дату, на которую выведены остатки активов;
- дату начала инвентаризации;
- дату окончания инвентаризации - после того как проверено фактическое наличие всех активов по материально-ответственному лицу.
В инвентаризационной описи материально-ответственное лицо подписывает расписку, отмечая дату, инициалы и фамилию.
Далее в месте эксплуатации (хранения) актива осматриваем его, находим инвентарный и заводской номера, сверяем их с соответствующими записями в инвентаризационной описи, сверяем номер паспорта. Если расхождений нет, отмечаем фактическое наличие. При наличии разногласий в фактическом наличии в описании проставляем прочерк, сведения о проверенном активе отмечаем и в других пустых строках описания, отмечая фактические номера (инвентаризационный и заводской, паспорта) и фактическое наличие. В реквизите 16 «Прочие сведения» указываем позиции активов в описании, между которыми разногласия, и суть разногласий.
Инвентаризация основных средств выявляет поврежденные активы. Инвентаризационная комиссия об этом указывает в реквизите 16 «Прочие сведения». Если проверкой подтверждено фактическое наличие, в инвентаризационной описи с соответствующим названием актива отмечаем прочерк. Инвентаризационная комиссия осматривает все активы, которые есть в месте эксплуатации (хранении). Если актив имеется, но сведения о нем в описании отсутствуют, - комиссия в пустых строках описания вписывает сведения об активе и в реквизите 8 описания отмечает его фактическое наличие.
После того, как все активы описаны, в инвентаризационной описи комиссия подсчитывает фактическое количество и стоимость в строке «Итого» и дополнительно записывает эти значения прописью в реквизитах «Вместе по описанию».
Члены комиссии и ее председатель подписывают инвентаризационную опись. Подписывает ее и материально-ответственное лицо при условии, что претензий к проверке активов у него нет. Каждая подпись сопровождается указанием названия должности, инициалов и фамилии лица. Материально-ответственное лицо указывает дату подписания описания.
В инвентаризационную опись (реквизиты 11-15) бухгалтерская служба вписывает сведения о проверенных активах по данным бухгалтерского учета. В строке «Итого» по этим реквизитам подводим итог, а в реквизитах «Вместе по описанию» работник бухгалтерии отмечает эти значения прописью. После внесения бухгалтер в соответствующем реквизите подписывает опись с указанием должности, инициалов и фамилии.
Инвентаризация основных средств в бюджетных учреждениях со стадии оформления переходит в стадию подведения итогов. Сначала член комиссии проверяет все сведения, указанные в инвентаризационной описи, и ставит дату проверки и собственную подпись с расшифровкой должности, инициалов и фамилии.
Результаты инвентаризации основных средств и других необоротных материальных активов, в том числе итоги инвентаризации нематериальных активов (НМА)
После того как инвентаризационные описи составлены и проверены, бухгалтер составляет сверочную ведомость результатов инвентаризации необоротных активов при условии, что инвентаризация выявила излишки или недостачи. Эту ведомость составляем исключительно по активам, которые в остатках или недостатке.
В бланке ведомости вписываем:
- название учреждения;
- ее код ЕГРПОУ;
- дату составления;
В табличной форме ведомости отмечаем сведения об активе:
- порядковый номер;
- название актива, его краткую характеристику и назначение;
- номер (инвентарный, заводской, паспорт);
- дату приобретения (ввод в эксплуатацию);
- единица измерения;
- материально-ответственное лицо;
- сумму остатков и / или недостатка.
В строке «Итого» ведомости бухгалтер заключает количество единиц активов в остатках и количество единиц активов в недостатке, а также сумму излишков и недостач. После этого подписывает ведомость и передает инвентаризационной комиссии. Она просматривает сверочную ведомость, сравнивает с инвентаризационными описаниями – все ли активы, по которым инвентаризация основных средств 2019 обнаружила их в недостатке или излишках, занесены в ведомость. Если все верно, ведомость подписывают члены комиссии и председатель комиссии.
После этого составляется протокол инвентаризационной комиссии. В нем комиссия отмечает:
- название учреждения;
- ее код ЕГРПОУ;
- дату и место составления протокола;
- реквизиты приказа, по которому проводилась инвентаризация;
- состав инвентаризационной комиссии;
- > количество активов, прошедших инвентаризацию и в наличии;
- их балансовую стоимость.
Поскольку речь о необоротных активах, в табличной форме отмечаем сведения только в реквизитах 1-5, 14-18. Данные из ведомости заносим в табличную форму протокола инвентаризационной комиссии, по остатками и недостатками:
- реквизит 2 → реквизит 2 (протокола)
- реквизит 5 → реквизит 3 (протокола)
- реквизит 9 → реквизиты 4 и 14 (протокола)
- реквизит 10 → реквизиты 5 и 15 (протокола)
- реквизит 11 → реквизиты 4 и 16 (протокола)
- реквизит 12 → реквизиты 5 и 17 (протокола).
В реквизите 18 табличной формы протокола отмечаем причины излишков и недостач по каждому из активов.
Инвентаризация основных средств заканчивается после подписания членами инвентаризационной комиссии и ее председателем протокола и его утверждения руководителем учреждения.
Инвентаризация основных средств и других необоротных материальных активов, в том числе инвентаризация НМА - проводки
Материалы инвентаризации инвентаризационная комиссия передает бухгалтерской службе для хранения и отображения результатов в учете учреждения. Рассмотрим корреспонденцию субсчетов, по которым отражаем остатки, что обнаружила инвентаризация основных средств.
Оприходование излишков: проводки
Содержание хозяйственной операции | проводки | |
д-т | к-т | |
Начисляем доход на сумму выявленных излишков | 2313 | 7112 |
Отражаем сумму кассовых расходов по операциям поступления в натуральной форме (остатки) | 2117 | 2313 |
Оприходуем излишки необоротных активов, которые ранее в учете не считались и которые учреждение будет использовать в будущем | 10 | 2117 |
Отражение изменений в капитале | 7112 | 51 |
Если выявлена недостача, виновных лиц, ее сумму в учете отражаем следующим образом.
Списание недостачи: проводки
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | |
д-т | к-т | |
списываем:
| 1411 | 10 |
| 8411 | 10 |
Относим сумму дооценки этого актива на финрезультат | 5311 | 5512 |
Начисляем для виновного лица:
| 2115 | 7111 |
| 2115 | 6312 |
Если проведена инвентаризация основных средств и за недостатком не установлено виновных лиц, сумму списанного актива отражаем на внебалансе (счет 073).
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух: Бюджет"