Ревизия в бюджетных учреждениях – как подготовиться
Ревизия – это форма денежного контроля. Ее цель – провести аудит использования бюджетных средств, выявить хозяйственные и финансовые нарушения, нецелевое использование бюджетных средств (т.е. не по назначению), установить их причины и виновных лиц, принять меры к возмещению нанесенного ущерба, разработать меры по устранению нарушений и привлечь к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.
Ревизия это привычное явление для многих учреждений, так что большинство бухгалтеров знают, какой государственный орган ее проводит.
Так, правительство создало Госаудитслужбу, реорганизовав Государственную финансовую инспекцию Украины. Эта служба обязана обеспечить формирование и реализацию гос политики в сфере государственного денежного контроля. Положение о Государственной аудиторской службе Украины утверждено постановлением КМУ от 03.02.2016 № 43 (далее – Положение № 43).
Государственный финансовый контроль в соответствии с Положением № 43 Госаудитслужба реализует через:
- государственный финансовый аудит;
- проверку государственных закупок;
- инспектирование, то есть ревизии.
Действительно, инспектирование, как отмечено в абзаце первом статьи 4 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.1993 № 2939-XII (далее – Закон № 2939), ревизоры проводят в форме ревизий. Для этого и происходит ревизия и контроль, где ревизоры должны выявить не только факты нарушения законодательства, но и установить виновных в их допущении должностных и материально ответственных лиц.
Впрочем, нарушения при проведении ревизии на предприятии можно избежать, если руководитель учреждения и бухгалтер будут знать:
- как себя вести;
- какие документы требовать у ревизоров;
- что можно говорить ревизорам;
- как правильно поступать во время ревизии.
А главное – как ревизоры готовятся к проверяющим ревизии и какие нарушения обычно содержит акт ревизии.
Пока ревизия не началась.
Чтобы установить наибольшее количество нарушений, ревизор глубокого и всестороннего исследует материалы и документы о деятельности объекта контроля, которого он будет ревизовать. Для этого – прорабатывает нормативно-правовые акты, регулирующие сферу деятельности объекта контроля, в частности, отслеживает даты их принятия, внесения изменений, утрату действия.
Такими действиями ревизор определяет:
- основные виды деятельности объекта контроля;
- структуру, особенности порядка использования средств по отдельным бюджетным программам;
- основания для предоставления платных услуг.
На следующем этапе подготовки к ревизии – ревизоры анализируют материалы контрольных мероприятий (акты ревизий, акты проверок государственных закупок, аудиторские отчеты), проведенных на объекте контроля за предварительный ревизионный период. Благодаря такому анализу ревизия позволяет выявить типовые для указанного объекта нарушения, рисковые направления деятельности и определить состояние устранения нарушений.
При анализе материалов предварительного контрольного мероприятия проверят нарушения, которые во время предварительной ревизии обнаружили проверяющие. Если учреждение их не устранило, то ревизоры обязательно возьмут письменные объяснения у руководителя или других ответственных лиц объекта контроля.
Также бывают случаи, когда бюджетные учреждения даже после зафиксированных в актах ревизии нарушений не делают выводов и продолжают нарушать указанные в актах ревизии нормативно-правовые акты.
Поэтому периодически читать акты предварительных ревизий следует не только ревизорам, но и должностным лицам учреждения.
Далее – ревизоры прорабатывают информацию, полученную от финансовых органов и органов Казначейства.
Эти органы предоставят по запросам ревизоров информацию о:
- том, как объект контроля использовал бюджетные средства;
- об открытых счетах, операциях на регистрационных счетах в органах Казначейства;
- о взятых обязательствах;
- состояниии дебиторской и кредиторской задолженности.
- Завчасно утримали військовий збір за ставкою 5%: як виправити
- Інвентаризація-2024: відповіді на гарячі запитання
- Як перевіряє Держпраці під час воєнного стану
- Новації КЗпП: службова перевірка з відстороненням, звільнення за розголошення інформації
- Як зламаний спідометр не допоміг ревізорам виграти суд
Идет ревизия, а информацию скрыли… Зря
Бухгалтер иногда во время ревизии хочет скрыть от ревизоров какие-либо сведения. К примеру:
- некие выписки с регистрационных счетов, открытых в органах Казначейства;
- сумму задолженности, отраженной в отчетности.
Такие действия бухгалтера не дадут желаемого результата. Важно правильно устранять нарушения во время и после ревизии.
Контроль бюджетного учреждения еще не начался, а ревизоры на основании запросов уже владеют информацией о том, как выполнялся бюджет объекта контроля и единая сеть распорядителей и получателей бюджетных средств. В такой информации уже есть суммы полученных бюджетных средств и кассовых расходов учреждения в разрезе КЕКВ и лет, подлежащих ревизии по общему и специальному фонду.
Если по данным бухгалтерского учета учреждения и полученных запросов ревизия установит разногласия, бухгалтеру придется давать объяснения.
Также ревизоры при подготовке к ревизии принимают во внимание информацию о возможных фактах нарушений, сомнительных операциях:
- по поручениям правоохранительных органов;
- из обращений граждан (в том числе при приеме граждан),
- по телефону доверия,
- от предприятий, учреждений и организаций, которые имели отношения с объектом контроля в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, ревизоры исследуют информацию, которая может относиться к деятельности объекта контроля, на официальных веб-сайтах государственных органов. Также ревизоры анализируют другие имеющиеся в Интернете или СМИ сведения. И могут узнать все о проблемах в деятельности объекта контроля, фактах нарушений и злоупотреблений в финансовой сфере, о неэффективном управлении государственным имуществом, чтобы ревизия состоялась максимально объективно.
Если же в свободном доступе такой информации не будет, ревизоры вооружатся пунктом 6 Порядка проведения инспектирования Государственной аудиторской службой, ее территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 № 550. И направят письменное обращение органам государственной власти, местного самоуправления, предприятия организациям по предоставлению информации, касающейся деятельности и финансового положения объекта контроля.
В октябре 2022 года вступили в силу изменения в Порядке №550. Подробно изменения разобраны в пояснении от Госаудитслужбы.
☛ Советы от бывшего ревизора
Ривизор, получивший направление на ревизию, идет в бюджетное учреждение с уверенностью, что зафиксирует в акте ревизии достаточно нарушений, чтобы установить виновных лиц и применить к учреждению меры воздействия.
Он чувствует себя уверенно, потому что знает все типичные нарушения, которые допускают в работе бухгалтеры бюджетных учреждений из-за несоблюдения норм законодательства. И знает по опыту предварительных ревизий, как боятся проверок должностные лица учреждения. Поэтому и имеем на практике многочисленные нарушения не только из-за несоблюдения норм законодательства, но и страха и неумения отсеять свои позиции. Поэтому не пренебрегайте рекомендациями относительно того, как чувствовать себя уверенно, если на носу ревизия.
Программа ревизии
Руководитель ревизионной группы анализирует деятельность объекта контроля и определяет вопросы, которые вносятся в программу ревизии. А еще определяет:
- сроки проведения ревизии,
- количество ревизоров,
- самые рисковые хозяйственные операции объекта контроля, заслуживающие более тщательной проверки во время ревизии.
Программа ревизии составляется в двух экземплярах. В ней – наименование объекта контроля, тема, период и вопросы, подлежащие ревизии.
Если объект контроля – бюджетное учреждение, программа ревизии должна быть составлена по Примерной программе ревизии финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной приказом Госфининспекции от 14.03.2014 № 80. После изменений в Порядке №550 программу ревизии может утверждать не только руководитель органа государственного или его заместитель, как это было ранее, но и уполномоченное руководителем этого органа должностное лицо. В программу ревизии можно вносить изменения, если необходимо изменить период, подлежащий ревизии. Однако после того, как ревизоры внесут изменения в план проведения мероприятий финконтроля или получат решение суда, если ревизия внеплановая. В такой ситуации новое направление не оформляется.
То есть ревизоры берут за основу примерную программу. Какие могут быть вопросы программа ревизии – см. в образце.
Так, в программе ревизии есть перечень вопросов, исследующих всю финансово-хозяйственную деятельность учреждения. В частности, контроль за своевременностью рассмотрения и утверждения смет, планов ассигнований.
Ревизия основных средств
Особого внимания ревизоров заслуживают основные средства. Эти вопросы определяются в программе ревизии.
Ревизоры проверяют:
- назначен ли приказом руководителя бюджетного учреждения лиц, отвечающих за сохранность основных средств и других необоротных материальных активов;
- заключены ли с ними договоры о материальной ответственности;
- как в учреждении происходит инвентаризация, в т. ч. основных средств.
Ревизия по решению суда
Если ревизию проводят по решению суда, принятому на основании ходатайства следователя, прокурора для обеспечения расследования во время уголовного производства, вопросы программы ревизии составляют с учетом решения суда (ходатайство следователя, прокурора).
Программа ревизии по инициативе руководителя ревизионной группы может быть откорректирована в ходе ревизии по результатам исследования отдельных документов объекта контроля.
РЕЗЮМИРУЕМ
Как видим, ревизоры тщательно готовятся к ревизии:
- изучают нормативную базу,
- анализируют материалы контрольных мероприятий,
- посылают запросы.
То есть, еще не переступив порога учреждения, они нацелены выявить наибольшее количество нарушений. Так что бухгалтеры должны знать, что ревизоры всесторонне вооружены информацией. Понимая это, бухгалтер должен также вооружиться знаниями: нормами, фактами, аргументами. А самое главное – быть осведомленным о типичных нарушениях, которые фиксируют ревизоры в актах ревизии.